Форум » О фильмах и актерах трилогии » Книги Нины Соротокиной о гардемаринах - 2 (продолжение) » Ответить

Книги Нины Соротокиной о гардемаринах - 2 (продолжение)

Звезда моя: Нина Соротокина написала 4 романа о гардемаринах. Первый из них - "Трое из Навигацкой школы" - лег в основу фильма "Гардемарины, вперед!". Предлагаем вам вспомнить любимые отрывки и фразы из книги, а также эпизоды и персонажей, которые не вошли в фильм. "Трое из навигацкой школы" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_troe_iz_navigackoi_shkoly/ "Свидание в Петербурге" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_svidanie_v_sanktpeterburge/ "Канцлер" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_kancler/ "Закон парности" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_zakon_parnosti/ АРХИВ ТЕМЫ: часть 1

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Ангелика: Акча , барин не рвите моё сердце! Он увидел ее зимой в доме вдовы полковника Рейгеля, где давал уроки. Они столкнулись на лестнице, и Саша онемел, потерялся, не смея даже взглянуть в прекрасное лицо. В памяти осталось что-то яркое, диковинное, словно в пасмурный голый лес прилетела тропическая птица и распушила на снежном сугробе свое драгоценное оперение. Саша опять обратился к отцовской книге и начал выискивать дома, где мог увидеть Анастасию, и когда, наконец, свели их Сашины старания в общей гостиной, он подивился человеческой слепоте как можно говорить, есть, пить, если в комнате сидит сама богиня. Он не измышлял тайных встреч, не пробовал шепнуть любовные слова, боясь показаться смешным или затеряться в толпе вздыхателей, пока он довольствовался ролью наблюдателя. Но Александр свято верил, что настанет час, когда он сможет сказать Анастасии о своей любви, и любовь эта будет принята. Как смел скромный курсант навигацкой школы мечтать об одной из лучших невест России, спросите вы? Это ли не наивно? Лиза Корсак да, это НЕ была любовь с первого взгляда...

Акча: Ангелика пишет: это НЕ была любовь с первого взгляда... Так и в истории Саша-Анастасия-с Настасьиной стороны- это была любовь не с первого взгляда... В книге-то понятно, а вот фильм сколько не смотрю-не могу понять, КОГДА же случилось это с Анастасией?

Лиза Корсак: Мне еще нравятся эти строчки из глав про визит Бергера и Белова на болота: Де Брильи оторвался от созерцания собственных ног и внимательно посмотрел на Бергера. *** Они носились по комнате, падали перевернутые кресла, со звоном разбивалась посуда, закатив глаза от ужаса, маячил в дверях сторож, а Белов стоял на коленях перед Анастасией, не в силах пошевелиться под ее рукой, словно не кружева украшали эту ручку, а тяжелые доспехи. Она посвящала его в рыцари, забирала в пожизненный полон и даже не знала об этом. Ей и дела не было до застывшего в нелепой позе молодого человека, с веселым любопытством она наблюдала, как метался по комнате, потерявший в пылу битвы туфли, Брильи, как победно развивались полы халата у его крепких, поджарых ног, как Бергер, втянув голову в плечи, отражал удары француза. *** Калистрат Иванович натужно крякнул, супруга его, ласково твердя про «лань, бегущую и прыгающую», словно призывая Бергера перейти на аллюр изящного зверя, обхватила курляндца за талию, и вся эта живописная группа повлеклась в верхние апартаменты делать перевязку. *** А это так печально... — А правда ли, что русские делают нарезки на березах, собирают сок в сосуды и потом из этого варят мед? — очень серьезно спросил у него шевалье за завтраком. — У нас во Франции мед собирают пчелы… Кто поймет этих русских? — добавил он словно про себя. — А правда, кто их поймет? — сказал Саша. — И почему я не умер? И почему не бегу вслед за каретой? — И он заплакал, прижимая к лицу жесткие ветки березы.


Акча: Лиза Корсак А я, когда это читала, подумала, что это только у Нины Матвеевны Саша мог заплакать-нашего-то в фильме заставь попробуй: он сам кого угодно до обрыдаловки доведет...

ИогАнна: А мне нравится в книгах Нины Матвеевны юмор. Это ж такие перлы... так что в ролевой у нас в этом смысле канон соблюден А фильмы вообще растащили на цитаты. О де Брильи Шевалье старался не смотреть в сторону Анастасии, но всей кожей чувствовал ее прямой, надменный и даже презрительный, боже, как это бесит, взгляд. *** Противостояние камердинера Гавирлы и дворецкого Луки -- Гаврила, -- выговорил наконец смятенный Лука. -- Да что ты такое говоришь? Где твой стыд? Да если бы мать твоя, покойница, или отец твой, царство ему небесное, услыхали твои гнусности, то из гроба бы встали, не посмотрели, что тебе, индюку глупому, четыре десятка, а схватили бы за вихры... Но Гаврила не дал дорисовать страшную картину расправы пробудившихся от вечного сна родителей над своим чадом. *** А когда Гаврила в Холм-Агеево показывал, каких он трав насобирал и с восторгом повторял про каждую «оч-чень ядовита». -- Ты что одних ядов набрал? -- обрушился на Гаврилу Никита. -- Уж не травить ли кого собрался? Тот хмуро глянул на барина и кхекнул. Перевести этот взгляд и звук можно было однозначно: "Если надо, то и отравим. Нам, химикам, все по плечу!"

ИогАнна: А описание забастовки хлюстовского попа, отказавшегося справлять требы по велению архиерея, бывшего в контрах с крестьянами из-за лугов. Такой народный бытовой юмор – где всё рядом – и смех, и горе… Это жизнь. И народ русский никогда не отчаивается, а упрямо гнёт своё. В разгар событий в крайней от озера огромной семье Анашкиных, где Игнат и договорился о постое, умерла престарелая бабушка Наталья. Умерла тихо, как вздох. Старушку обмыли, вложили в руки свечку, приготовили сухой клепаный гроб и... Священник отказался проводить на тот свет свою прихожанку. Мало того, что умерла старушка без покаяния, так и похоронить по христианскому обычаю нельзя. Анашкиным некогда было плакать да причитать. По очереди обивали они порог упрямого священнослужителя, но тот был неумолим. Конец августа, молотьба в полном разгаре, гречиха еще не убрана, с льном дел невпроворот, а Анашкины сидят в горнице вокруг стола, смотрят в лик бабушки да меняют свечки. Что делать? Не самим же читать псалтырь? С первым петушиным криком попадья обычно выходила во двор по своей нужде. Петух прокричал, попадья накинула душегрейку, ощупью нашла дверь, а она не открывается, словно подперли ею чем-то снаружи. Попадья, кряхтя и ругаясь, вылезла через окно и обнаружила на пороге лежащую в открытом гробу бабушку Наталью. Бедная женщина только руками всплеснула, разбудила мужа, сына, двух дочек, и они все вместе, тяжело дыша и отдыхая каждую минуту, оттащили в предрассветной мгле бабушку назад на анашкинский двор. Анашкины не удивились, внесли бабушку в дом и опять положили на стол с зажженной свечкой в руках, но к ночи повторили маневр. Хорошо Анашкиным, у них пять мужиков да парней около десятка, им гроб протащить, что пушинку. А каково поповскому семейству? Отец Феодосии только голосом могуч, сынку шестнадцатый годок, а попадья с дочками -- жирны да сдобны. Им не только гроб -- корзина с ягодами тяжела! -- Тащат... -- шептала вечером деревня, когда анашкинские мужики бегом, ладно ступая в ногу, несли бабушку Наталью к дому священника. -- Везут... -- злорадствовала деревня поутру, когда семья отца Феодосия, кряхтя и потея, везла гроб на маленькой тележке. Стойкость Анашкиных пришлась всем по нраву, и на третью ночь попадья обнаружила на своем пороге не только гроб с ненавистной бабушкой, но и троих младенцев. Двое лежали рядом с гробом, а третьего мать положила в тенечек под липу, чтобы раннее солнце не припекло любимое чадо. При появлении попадьи все младенцы принялись кричать, как оглашенные. С Натальей просто, лежит себе тихо, ждет, когда понесут. Да и дорога известная. А трое чад синие от натуги -- молока просят. И попробуй догадайся, кто чей -- все на одно лицо! Матери все разобрались в своих детях, а на следующее утро попадья обнаружила подле гроба восемь орущих младенцев! Поповские дочки опять обивали ноги, разносили младенцев по "домам", но при всем их старании мать последнего, особенно звонкого, так и не сыскалась. Восьмой младенец оказался лишним, и попадья, злорадствуя, оставила его на анашкинском дворе рядом с гробом бабушки Натальи. Лишним младенцем завладела Катенька Анашкина, смышленая десятилетняя девочка. Младенец сразу затих на ее руках, и о нем забыли. Не до младенца было Анашкиным. Когда к вечеру Алексей с Игнатом прибыли на постой, семейство кончило ужинать. Гроб уже не ставили на стол. Если покойников не хоронить, то негде будет трапезничать. В дневные часы бабушка смиренно проводила время в чулане. За столом спокойно и деловито обсуждали, кому сегодня нести бабушку к упрямому отцу Феодосию. -- Пошли, что ли... -- Мужики закинули на плечи уже изрядно загрязненные полотенца. -- Ох, матушка родная! Не было покоя тебе при жизни, нет и после смерти, -- привычно заголосила старшая Натальина дочь Вера, проводила гроб до порога, поклонилась в ноги и вернулась к столу. -- Сколько же вы времени покойницу носите? -- спросил Алексей. -- Преставилась матушка в день апостолов и святителя Николая в четверг. Вот считай. Сегодня уже неделя. -- Жарко ведь. Как же она у вас в чулане? От покойника дух тяжелый. -- Никакого такого духа от мамани нет, -- задумчиво проговорила Вера.-- --А ведь должен быть дух, прав ты, барин. Мы тут совсем голову потеряли. А может, и есть дух, да мы не чуем. Завтра, как принесут маманю назад, понюхаю. Ой, дела наши тяжелые... Садись, барин, вечерять.

Береника: Честно говоря, я, когда зацитировала кое-что из книг Соротокиной, то имела ввиду именно описание предметов, художественных произведений. Роспись хаты соответствует буйному характеру семьи, портрет Елизаветы эротично подмигивает, икона говорит, плохо нарисованные розы чуть не падают с потолка. Стол где-то был не просто с пузатыми ножками, а как будто раздутыми водянкой. Я у наших классиков разве что у Гоголя помню подобные живые описания. Пейзажи у нее не сказать, что особенные, уж в русская классика пейзажами сильна. А юмор - это да. Когда они втроем о чем-нибудь разговаривают, как на речке время проводили - фехтовали и боролись, а Никита им все про древних жителей наставительным тоном рассказывал.... А как Софья в бане парилась и собиралась убежать к "Аннушке" в одной шали на голое тело, представляю тогда реакцию "Аннушки" Кстати, уверена, что история с этими заливными лугами - реальна. Уж в средневековых грамотах всяких - споры не редкость, и комические тоже бывают. ИогАнна пишет: «оч-чень ядовита». - Куда сбежал? - Наверное, в Кронштадт, хотя, помнится, он говорил, что ему туда не нужно. - Саша виновато посмотрел на друга. - Это я во всем виноват. Мы уговорились бежать вдвоем... - И оба в Кронштадт, в который вам не надо? Почему меня с собой не позвали? Может, мне тоже не надо в Кронштадт!" "Господское здоровье надо оберегать не полосканием, - Лука стрельнул в камердинера злым взглядом, - а хорошим уходом и истовой службой. - Слышь, Гаврила, не полосканием. -- Никита стал натягивать рубашку. - Зря одеваетесь. Все равно будем холодное обтирание делать. - О, мука! До чего же вы мне все надоели! -- Никита не мог скрыть своего раздражения. --Лука, полощи горло! Береги барское здоровье истовой службой!"

Ангелика: Акча пишет: Так и в истории Саша-Анастасия-с Настасьиной стороны- это была любовь не с первого взгляда... да уж! это точно! явно со сто первого взгляда... Акча пишет: а вот фильм сколько не смотрю-не могу понять, КОГДА же случилось это с Анастасией? хороший вопрос! думается, что что-то ёкнуло у Анастасии Павловны с момента, когда Белов ей напомнил о госпоже Рейгель... милая... беззаботная... прежняя жизнь... потом разговор о матушке... предстоящая разлука с Родиной... выстрел шевалье в Белова... "значит, не судьба!"... так постепенно-постепенно... и пришла пора, она влюбилась!

Акча: Ангелика Э как ты расписала... Так не честно-и я могу так- "постепенно-постепенно"... А ты можешь указать точный момент?

Агния: Я тебе скажу точно:) Когда он к ней в окно влез. В 4 серии. Взрыв эмоций, радость от того, что живой и осознание влюбленности. Вот.:) Или ты про книгу спрашиваешь? Там сложнее, конечно.

МариНика: Агния пишет: Или ты про книгу спрашиваешь? Там сложнее, конечно. В книге она вообще такая холодная, что ощущение,что не влюблялась вообще. Как мне кажется вплоть до момента, когда он ее от Брильи увез - но об этом мельком было написано. Потому и не понятно... когда Настя влюбилась.

Ангелика: Акча пишет: Э как ты расписала... ага) Остапа понесло... Акча пишет: А ты можешь указать точный момент? терзают смутные сомнения... но думаю, что когда Брильи выстрелил в Белова...

Elenka: Ангелика пишет: но думаю, что когда Брильи выстрелил в Белова... А мне кажется, когда с Родиной прощалась уже влюбилась. Покорил ее Сашка. Это ж не Корсак: -Согласен для меня и моей матушки жизнью рискнуть? -Нет. А тут: -Все сделаю, как говоришь. Кто бы устоял? Ну а в книге как-то не берусь определить)))

Береника: Elenka пишет: -Согласен для меня и моей матушки жизнью рискнуть? -Нет. А тут: -Все сделаю, как говоришь. Кто бы устоял? Какая-то практичная девушка Анастасия выходит. Ну вообще - когда, оно же шаг за шагом, в несколько этапов. Но вообще, в момент прощания, когда "Разлука" звучит - это если еще не влюбленность, то до нее пол шага. Анастасия же в окно на него смотрела долгим взглядом, потом приближалась, приближалась,долго шла, глядя в глаза - через комнату, причем "преодолевала расстояние" и в физическом смысле, и в психологическом, и вообще, это символично было. И не просто же так это под слова: "быть может нам не размыкать счастливых рук" и пр. А потом загадочная фраза: "Значит, не судьба", о чем это она? И потом, если бы Брильи в Корсака выстрелил, например,побежала бы так Анастасия к нему с криками?

ИогАнна: В фильме – да, прощание в царевом домике и выстрел Брильи. А уж когда воскресший Белов влез к Анастасии в окно… Брильи уже однозначно ничего не светило. В Ревеле он озлобленный и пьяный палит по бутылкам, Анастасия где-то там ходит неприбранная. Явно у них накануне был тяжелый разговор. В романе «Трое из Навигацкой школы» Анастасии совсем мало, как и де Брильи. А в романе когда этот момент – она влюбилась? Когда на границе в трактире записку писала и с этой запиской Лизу Белову отправила. Горничную, последнюю связь с Родиной, не оставила – к нему послала. О нём, о Саше были последние мысли Анастасии перед отъездом. "Голубчик мой, Саша! Не хотела навлекать на тебя беду, да, видно, судьба моя такова -- нести близким моим печаль. А ты -- близкий, верь слову. Встречу нашу на болотах никогда не забуду. Но знай, тебе угрожает страшная опасность, какая -- у Лизы спроси. Береги себя, а то некому будет по мне в России плакать. А в католички не пойду. Буду жить в вере истинной, а там... что Господь даст. А". В эпилоге романа события в Париже упомянуты парой предложений. В сценарии фильма более развёрнута сцена похищения Анастасии из Парижа. В фильме она переделана (и очень переделана)в похищение из Ревеля. Ну а мы в ролевой игре месяц «спокойной жизни» в Париже и похищение Анастасии (и Софьи заодно) отыграли по полной.

Береника: "А ты - близкий, верь слову. Встречу нашу на болотах никогда не забуду." Значит, и в книге все "произошло" - во время встречи на болотах и во время прощания. А вообще, оно по-разному бывает, но когда у женщины есть много свободного времени на размышления - как там: "Он сказал "Привет", а она мысленно сыграла свадьбу и родила троих детей... " Так что, мужчины, главное - произвести хорошее первое впечатление, а дальше женское воображение само все сделает. ( Я думаю, это и к Софье относится как и к Анастасии).Ну и потом постараться не разочаровать.

Акча: Меня, конечно, больше интересовал сей судьбоносный момент в фильме, но за то, что и в книге прояснили-отдельное спасибо... Агния пишет: Когда он к ней в окно влез. В 4 серии. Взрыв эмоций, радость от того, что живой и осознание влюбленности. Она там уже как раз себя как влюбленная всерьез и надолго ведет-одни поцелуи на полу чего стоят... Elenka, Береника, ИогАнна А мне думается, что уже там в Царевом домике, когда на полу сидели-там в Анастасии чувство и зародилось, не смотря на всю её "практичность". Одному Богу известно, сколько они там рядом просидели-монтаж никто не отменял... А фраза "Не судьба"-мне всегда казалось больше относится к её поручению крест передать... А ещё крамольная мысль закралась:не сумей Саша вовремя крест передать-светило бы ему что-то в отношениях с Настасьей?

Агния: В книге - наверное так. Впечатление он на нее в ЦД произвел, конечно, растрогал, опять же несчастный, влюбленный, смотрит нежно....жалко его, а от жалости до любви как известно... Но тогда она еще не любила его, я думаю. Ну а потом думала-вспоминала-додумывала. И на фоне ежедневного зануды-нелюбимого Брильи образ Сашеньки все более близким и родным становился.

Агния: Акча пишет: Она там уже как раз себя как влюбленная всерьез и надолго ведет-одни поцелуи на полу чего стоят... Ну так ее и прорвало Настасья у нас вообще девушка эмоциональная. Помнишь, как она Брильи на шею с поцелуями кинулась от радости, что Софья с брошкой пришла? А ведь то Брильи, что уж о Саше говорить. Тем паче, я думаю, она его вспоминала, романтический герой, погиб на ее глазах, наверняка плакала по нему втихоря.

Агния: А вот что еще пришло в голову:) Настасья говорит - "а я все думала, кто матушке крест передал...а это ты..." А она елки думала кто?? Разве были еще варианты? Если Белов лежит убитый и крест при нем, то как он мог по месту назначения попасть? Даже сли кто честный нашел сие сокровище, то ведь не подписан же он "передать лично в руки....до казни"? Должна была закрасться ей мыслишка, что жив Сашка-то.



полная версия страницы