Форум » О фильмах и актерах трилогии » Исторические документы и интересные факты - 2 » Ответить

Исторические документы и интересные факты - 2

Freelancer: В данной теме предлагаю выкладывать исторические документы и интересные факты, имеющие отношение к Навигацкой школе и ее воспитанникам...

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Писарь: Freelancer пишет: Какие в учебном процессе использовали учебники и пособия, кто преподавал, по каким критериям в ту эпоху отбирали преподов,... "Пётр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на рус. службу первых преподавателей Навигацкой школы: А. Д. Фарварсона, инструкторов по навигации - выпускников лондонской Королевской матем. школы С. Гвина (1683- 1720) и Р. Грейса (1681-1711). В 1701 в штат был принят Л. Ф. Магницкий, ведавший всеми административными делами школы." "Специально для Навигацкой школы впервые в истории русского просвещения были подготовлены печатные учебные пособия: "Арифметика" Магницкого (1703), "Таблицы логарифмов и синусов" Фарварсона, Гвина и Магницкого (1714), использовались и рукописные учебники. Ученики получали практич. навыки в черчении и пользовании навигацкими и геодезическими инструментами (в составе Навигацкой школы была инструментальная мастерская). В 1702- 03) Сухарева башня была специально достроена для нужд школы: в одной из палат жили ученики, не имевшие жилья, в других кроме классов находились "покои" для т.н. иноземных учителей." "Сохранившиеся сведения свидетельствуют о высоком уровне успеваемости и относит, стабильности состава учеников. Воспитанников не только штрафовали за прогулы, но и поощряли выплатами содержания вперёд. Единовременно пособия выдавались учащимся "по случаям" (в связи с пожаром, рождением детей, строительством дома и пр.). Лучшие ученики помогали в организации уч. процесса; существовала должность старосты." Подробнее здесь: http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=14&f=3

Писарь: И, наконец, не могу отказать себе в удовольствии процитировать бОльшую часть детальной статьи о Навигацкой школе и Академии (сразу же прошу прощения, если она уже была на форуме, точно не помню). 14января (25пон/ст) 1701 года Указ Императора Петра I официально утвердил создание в России первой государственной светской школы - "Школы математических и навигацких наук", или как чаще ее называют - просто "Навигацкой школы". Первоначально школа размещалась в палатах Большого Хамовнического полотняного двора в подмосковном тогда еще селе Кадашеве (Замоскворечье), а в июне 1701 года была переведена в более удобное для обучения и астрономических наблюдений здание - в Сретенскую башню у северо-восточного защитного земляного вала Москвы. Эта не сохранившаяся до наших дней башня более известна в истории как "Сухаревская"- по фамилии командира размещенного в ней до Навигацкой школы стрелецкого полка стольника Л.П. Сухарева. Первоначально школу возглавил боярин Федор Головин, а затем - великий русский математик Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739), отдавший школе 38 лет - с ее открытия в 1701 году и до последних дней своей жизни. Перу Л.Ф. Магницкого принадлежал первый изданный в России в 1703 году для Навигацкой школы учебник по математике, на долгие годы ставший основным учебником российских школ. Среди преподавателей школы были ииностранцы, среди которых особо выделялся профессор шотландского Абердинского университета Г. Фарварсон со своими помощниками навигаторами С. Гуин и Р. Грейс. Обучение в школе подразделялось на три ступени или отделения: "Российская школа", "Цифровая школа" (или "Цифирное отделение") и "Специальные навигацкие классы". В двух первых отделениях обучали чтению, письму и началам арифметики. В третьем отделении изучали геометрию, тригонометрию, черчение, географию, астрономию, навигацию, ведение шканечного (вахтенного) журнала и фехтование. Царский указ предусматривал прием в школу как "добровольно хотящих", так и "иных же паче и по принуждению". Необходимость в этом выявилась уже в первый год существования школы - из 180 обучающихся в школе, "добровольцев" оказалось только 4 человека. В последующие годы наплыв "добровольцев" особо не увеличился, и Царь был вынужден издать в 1710 году новый указ, по которому все уклоняющиеся от учебы и государственной службы направлялись на каторжные или тяжелые строительные работы. Сразу же после выхода указа в школу добровольно записалось 250 человек (41 - из знати и 209 - из семей солдат гвардии), а в следующем 1711 году численность обучающихся в школе возросла до 500 человек. Этим же Царским указом было еще раз конкретизировано основное назначение школы - "...школа оная не только потребна единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе". Первый выпуск школы состоялся в 1705 году. Все 64 выпускника были определены для службы в военных и гражданских государственных учреждениях и на Балтийский флот. Это им предстояло участвовать в первых морских сражениях флота России при Гангуте, Эзелеи Гренгаме, участвовать в северных морских экспедициях, проводить первые гидрографические работы и составлять мореходные карты возвращенных России ее морских владений. Многие из них, несмотря на установленный Царем семилетний срок производства из гардемарин в первый офицерский чин, за заслуги перед Отечеством стали мичманами флота значительно раньше. В 1715 году старшие мореходные классы школы были переведены из Москвы в Санкт-Петербург и преобразованы в Морскую академию (или, как она еще именовалась, - Академия морской гвардии). Это было обусловлено тем, что к этому времени Санкт-Петербург взял на себя функции столичного города, и кроме этого в нем было сосредоточено почти все судостроение и базировался быстро развивающийся и по тем временам практически единственный в России Балтийский флот, там же находилось Адмиралтейство и обеспечивающие флот промышленные предприятия и мастерские. Два младших класса остались в Москве, и до 1752 года Навигацкая школа выполняла функции подготовительного учебного заведения для дальнейшего обучения кадет в Морской академии. Академические классы значительно отличались от навигацких. Во-первых, в Академии могли обучаться только дети знати; а, во-вторых, она стала чисто военным учебным заведением - учащиеся имели оружие и несли караульную службу. Повысились и требования к нарушителям дисциплины - так, например, "...за нехождение в школу быть битым и вычитать за каждый день втрое против получаемого жалования", "...за невозврат из отпуска ссылать на тяжелые каторжные работы". В1727 году Академия была переведена на Васильевский остров в дом князя Долгорукова, наместо нынешней Академии художеств, а затем во дворец Миниха. В настоящее время здесь размещается Военно-морской институт. В декабре 1752 году Навигацкая школа в Москве была закрыта, а Морская академия преобразована в Морской шляхетский корпус. По новому положению о корпусе в нем должно было обучаться 360 человек "...с последующим назначением только в корабельную службу". Этим положением завершилась славная историческая миссия Навигацкой школы, за полвека подготовившей многочисленные инженерные кадры и передавшей наработку по их подготовке новым высшим учебным заведениям России. Ставший только военно-морским корпус снова был разбит на 3 класса по 120 человек: 1-й старший - гардемарины и подготовительные 2-й и 3-й - кадеты. Из общего числа 30 наиболее способных кадет отбирались для обучения артиллерийскому искусству и 30 - для обучения геодезии и гидрографии. Корпус был элитным учебным заведением. К поступающим в него и к подбору преподавательского состава предъявля-лись очень высокие требования. Так, в числе преподавателей математики и астрономии в корпусе некоторое время был М.В Ломоносов. Взято отсюда: http://www.rossija.info/events/1050/

Freelancer: Писарь, огромное спасибо за ценную информацию!!! Но вопрос по физо оставляю открытым в надежде на глубину Ваших архивов!


Писарь: Немного занятных материалов. Елизавета Петровна и в детстве выглядела совершенно очаровательно! А начальник Тайной канцелярии, наводивший ужас на всю нашу навигацкую троицу (помните? Тот самый, что "управляя тайною канцеляриею, производил жесточайшие истязания, но в обществах отличался очаровательным обхождением и владел особенным даром выведывать образ мыслей собеседников".). Его образ дошел до нас и вовсе практически в виде фото!

Танюша: Писарь спасибо большое,очень интересно !! У начальника тайной канцелярии справедливый вид:)) ,а вот Елизавета Петровна в детстве грустная какая то и немного смешная

Ангелика: Писарь пишет: А начальник Тайной канцелярии, наводивший ужас на всю нашу навигацкую троицу (помните? Тот самый, что "управляя тайною канцеляриею, производил жесточайшие истязания, но в обществах отличался очаровательным обхождением и владел особенным даром выведывать образ мыслей собеседников".). Его образ дошел до нас и вовсе практически в виде фото! Да, очень на фото похоже:) с первого взгляда вообще показалось, что это Александр Пашутин.

Писарь: Ангелика пишет: с первого взгляда вообще показалось, что это Александр Пашутин. Во-во! Аналогично! Мне тоже так очень показалось. Ну, вылитый Яковлев, коего Бестужев грозился перевести на самопропитание мышами!

Писарь: Еще немножко описания Петербурга гардовских времен (28 стр. в ворде, так что даю только ссылку): http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Bogdanov/pred2.phtml?id=175

Писарь: Несмотря на довольно широкое освещение на нашем форуме процесса обучения гардемаринов, даю еще один замечательный ресурс (лично я такую детализированную информацию вижу впервые). Отдельный реверанс в сторону Freelancer: отыскать "нормативы физо" гардемаринов вряд ли удастся (сомнительно, чтобы они существовали в природе), но упоминания о строевой подготовке и караулах в данном очерке имеются. Надеюсь, это хоть немного компенсирует жажду знаний по данному вопросу. <…Часть поступающих в школу не умела ни писать, ни читать, Для необходимой подготовки учеников было организовано два начальных класса "русская школа", где обучали грамоте - учили читать и писать, и "цифирная школа", где обучали основам арифметики, геометрии и тригонометрии. Дети низших сословий, окончившие цифирную школу, часто назначались в писари к мастерам адмиралтейства, в помощники архитекторам, инженерам и т. п. Дети высших сословий, успешно окончившие цифирную школу, переходили в навигацкую. Точного срока пребывания в русской и цифирной школах не было установлено. Из одного класса в другой ученики переводились "как выучатся". В среднем обучение в каждой из школ продолжалось от года до трех лет. Объем учебного материала определялся принятыми в школе учебниками, а если такового не было, то устанавливался непосредственно учителем. Учебники составлялись в виде вопросов и ответов. Помимо записок и конспектов преподавателей, в Навигацкой школе для учебного процесса использовались: • "Арифметика" Л. Магницкого, изданная в Москве, • "Книга учащая морского плавания", изданная в 1701 г. в Амстердаме, • "Таблицы логарифмов синусов, тангенсов и секансов", изданные в 1703 г. в Москве, • "Геометрия славенски землемерие" - первая русская техническая книга, изданная народным шрифтом в 1708 г., • "Приемы циркуля и линейки", изданная в 1709 г., • "Генеральные сигналы надзираемые во флоте", изданная в 1709 г. и др. Методы обучения в школе, как и на Западе в то время, были догматические: учитель читал текст по учебнику или по конспекту, а ученики твердили прочитанное наизусть, математические теоремы излагались без доказательств. Определенного времени для экзаменов и выпусков не было. Переводили из одного отделения в другое или, как выражались тогда, "из одной науки в другую" по мере выучки. Выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию разных ведомств. Освободившиеся вакансии замещались вновь принятыми. С 1703 г. Навигацкая школа отправляет выпускников на флот. Те, кто к 21 году не могли окончить всех наук, откомандировывались из школы и в зависимости от объема полученных знаний назначались во флот "простыми матросами" или на другие должности. Лабораторную базу школы составляли: учебные доски, грифели, карандаши. Из инструментов использовали: шкалы (линейки с разными делениями), радиусы (градштоки), секторы, квадранты (три последних инструмента служили для измерения углов и высот светил), ноктурналы, книги морских картин (морские атласы), готовальни с медными инструментами, циркули простые и треножные. Часть этих инструментов выписывалась из-за границы, часть - делалась в школьной мастерской. При Навигацкой школе были созданы специальные мастерские, в которых ремонтировались мореходные инструменты. Магницкий, являясь ответственным за хранение мореходных инструментов, энергично заботился о приобретении их в достаточном количестве…> Это лишь малая толика находящейся там информации, так что смотрите ссылку: http://shturman-tof.narod.ru/History/History_2/History_2_5_gl4.htm#1

Elenka: Очень, очень прелюбопытнейшую вещицу нашла на просторах всемирной паутины. Я бы не отказалась подержать эту книгу в руках. Не знаю насколько она имеет отношение к навигацкой школе, но к одному из важнейших событий той эпохи определенно. Этакая светская хроника, очень подробно и обстоятельно написанная, а какие гравюры! А сколько знакомых фамилий :) Оригинальное название: Обстоятельное описанiе порядковъ коронованiя императрицы Елисаветъ Петровны Автор: Николай Трубецкой Издательство: Типографiя Императорской Академiи Наукъ / Санктъ-Петербургъ / Россия Год выпуска: 1744 Первоначальный тираж книги составил 600 экземпляров. , , Скачать можно здесь 340 МБ: Obstojatelnoe.opisanie.porjadkov.koronovanija.imperatricy.Elisavet.Petrovny.1744.PDF.pdf

Elenka: Мой скромный вклад в развитие этой интересной темы. Понятно, что фотографии во времена наших гардемаринов не было, но если любопытно посмотреть на Петербург того времени, то это можно сделать, разглядывая старинные гравюры. Кстати, превосходно выполненные. Никогда не могла подумать, что на Неве может быть такой "траффик" :) Оригинальное название: Планъ столичнаго города Санктпетербурга Издательство: Типографiя Императорской Академiи Наукъ и Художествъ / Санктпетербургъ / Россия Год выпуска: 1753 , , Скачать можно здесь 81 МБ http://narod.ru/disk/18951942000/Plan.stolichnago.goroda.Sanktpeterburga.1753.PDF.pdf.html

Писарь: Обожаю пробегать желтую прессу (именно "пробегать", ибо читать ЭТО - себе вредить). Не далее как сегодня наткнулся на явный пересказ кем-то когда-то вычитанных слухов о Сухаревой башне. Много думал. Немножко из прочитанного: - ...Якова Брюса считали черным магом (ну, это не новость). И то, что у него в Сухаревой башне был некая "черная книга", дающая всемогущество, тоже. А вот то, что Петр вымаливал у него ее в обмен на оказанные милости...(Оставим это на совести автора). - ...у Брюса в башне водились киборги. Как-то (уже при Катерине) они вылетели (3 экземпляра с "железными головами") в окно, после чего царица зело испугалась и велела поставить караул у Сухаревой башни "навечно". И действительно, по словам газетчика - караул тот сняли... только большевики в 1924 году. (Вероятно, из тех же киборгов. Уж больно долго стояли). - ...живя в имении под Москвой, Брюс выпускал погулять свою...роботиху! "Яшкина баба", как ее звали крестьяне, была очень мила (даром, что железяка), общалась с крестьянами и даже..."заигрывала" с ними. (Франкенштейн, Голем и компания тихо ржавеют от чувства собственной никчемности). - ...и апофеоз газетно-исторической мысли. Брюс решил остаться "вечно живым" и приказал слугам расчленить себя, а потом полить спецраствором по рецепту из упомянутой "черной книги". Слуги ретиво исполнили первую часть приказа, но ко второй приступить не успели. Ибо злобная жена (вдова? Поди разберись в данной ситуации!) несостоявшегося Брюса-Франкенштейна запретила им довести интересный эксперимент до логического завершения из каких-то лично-корыстных побуждений...Кажется, и книжку ту отобрала, дабы никому неповадно было (а может, и для себя: история умалчивает). (Фигнита ля комедия). P.S. Нижайше прошу не рассматривать вышеизложенное как мое личное творчество (чур меня, чур! Такое придумывать!). Взято из "Интересной газеты".

Софья Зотова: Писарь вот это у автора статья фантазия! да.. это вам не бабушкины сказки. ой не могу

Евгения Бервальд: Так, все, кошмары на ночь обеспечены! Какой ужас! Это ж надо так писать!

Писарь: Евгения Бервальд Это не я, честное слово...Это все журналюги! Я только пересказал своими словами некоторые моменты. Я - хороший!

Евгения Бервальд: Писарь, да я все понимаю.

Писарь: Навигацкая школа И еще один взгляд на историю Навигацкой школы и порядки в ней. Их (взглядов) на нашем форуме было представлено уже изрядно, однако здесь есть масса интересных моментов, о которых ранее не сообщалось. Подается в сокращении, особо любознательные могут прочесть больше здесь: http://www.nvmu.ru/pages/vsk_11.htm Основание …Под Школу выделялся Большой полотняный Двор мастерских палат в Кадашеве. В Кадашевской слободе (в районе Замоскворечья) находилась Царицына мастерская палата, поставлявшая полотно к царскому двору… Мастерские палаты цариц упоминались с 1656 по 1701 гг., как раз после этого они и были переданы под Школу. Приспособлением двора под нужды Школы должен был заняться, как определено в Указе, постельничий Гаврила Иванович Головнин или в некоторых изложениях — Головин. Такого среди Головниных или Головиных того времени нет, но настоящая персона легко определяется из следующего обстоятельства. Указом государя в декабре 1699 Царицына палата объединена с Государевой мастерской палатой (из которой она выделилась в 1626 году), находившейся в ведении постельничего. По традиции на эту важную для сбережения здоровья и самой жизни государя, назначались лица из ближайшего окружения. В то время постельничим был Гавриил Иванович Головкин. И неспроста приспособлением двора под нужды Навигацкой школы должен был заняться постельничий Гаврила Иванович Головкин. Ошибка в тексте указа состоит всего лишь в одной букве: К заменена на Н, и появилась она из многочисленных переложений, благодаря созвучию фамилии Головкина с другой, упомянутой в указе. Школа передавалась в ведомство Оружейной палаты, подчинявшейся тогда Федору Алексеевичу Головину… После смерти Ф. Лефорта Ф.А. Головин стал генерал-адмиралом и в 1701 году — первым руководителем Навигацкой школы… Открытие школы задержалось. Возможно, что для навигацкой школы не подошел выделенный двор, но это было бы сразу заметно, да и место хорошее, у реки. Село Кадашево (Старое Кадашево), где было назначено место для школы, известно еще в догородской истории Москвы. Наряду c селами: Воробьево, Воронцово, Семеновское, Раменское (Посевьево), Кадашево относилось к царским вотчинам. Со временем Кадашево превратилось в очень богатую (более 2000 дворов) слободу к югу от Кремля на той стороне Москвы-реки, что теперь называется Замоскворечьем. И сейчас еще сохранились названия Кадашевской набережной и переулков. 1-й Кадашевский переулок идет параллельно Лаврушинскому, и, следовательно, самым известным ориентиром является Третьяковская галлерея. Скорее всего размещение в Кадашеве было временным, пока не нашлось другого. В качестве документа приводят выдержку из еще одного Указа Петра I.: «Сретенскую по Земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащей к ней землею под школы математических и навигацких наук, которые ведено ведать в Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи» . Существует две датировки. Одна — в начале 1701 г., на это время приходится выход первого указа, по некоторым сообщениям через пять месяцев, то есть в июле, Веселаго приводит точную дату — 23 июня . Сретенская (или Сухарева) башня находилась на другом конце города к северу от Кремля. Сухарева башня Сухарева башня была построена на месте Сретенских ворот и первоначально представляла собой сторожевую башню на въезде в город с севера, ворота открывали путь в Ярославль и Архангельск. Здесь московские жители торжественно встретили избранного на русский престол царя Михаила Федоровича. Считается, что Сухаревской она была названа в честь стрелецкого полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева, который остался верен царю во времена стрелецкого бунта 1689 года. На деле, после того как Петр I пригрозил стрельцам смертной казнью, на его сторону перешли многие, и Сухарев был даже не первым. Сам Петр I называл башню «Сретенской по Земляному городу», а Сухаревой башню стали звать уже после смерти царя. Долгое время считалось, что возвел новую каменную башню архитектор М.И. Чоглоков в 1692 — 1695 гг. Однако, по мнению реставраторов, до 1692 г. здесь уже стояло здание с изящной трехъярусной башней. Ее размеры в плане составляли приблизительно 42х25 м. Общая площадь трех этажей без учета внутренних стен достигала 2394 кв. м. Но с 1698 по 1701 гг. башня еще достраивалась. И, что интересно, сделанные изменения не связаны с фортификацией и не имеют архитектурно-исторического обоснования. Например: устройство разных по площади помещений, смотровых площадок по периметру этажей и ярусов, изменение конструкции башенки со входом в нее из двух помещений. Это может говорить о том, что конструкции башни придавалось определенное прикладное назначение, и перестройка 1698-1701 гг., была затеяна специально, чтобы приспособить башню для нужд Навигацкой школы. Основная необходимость перестройки заключалась в том, что для проведения астрономических наблюдений, геодезических работ и навигационных обсерваций необходима была высоко поднятая площадка, чтобы видеть окружающую местность, а навигаторам — линию горизонта для определения широты места, поэтому башенку укрепили и сделали выше. Ее украсили курантами. Наверху — астрономическая площадка. В верхнем ярусе находились классы и «Рапирная зала» в 19 оконных проемов, здесь занимались фехтованием, гимнастикой и другими занятиями. В нижнем этаже здания в сводчатой палате находился большой медный глобус, привезенный еще отцу Петра I царю Алексею Михайловичу из Голландии, с 1733 по 1752 гг. его хранили в сарае при башне. В Сухаревой башне работал Я. Брюс, здесь хранилась его библиотека и «кабинет математических, механических и других инструментов, также натуры — зверей, инсект, кореньев, всяких руд и минералов, антиквитетов, древних монет, медалей, резных камней, личин и вообще как иностранных, так и внутренних куриезностей». Брюс поручил пастору Глюку составить ведомость, или опись, всем предметам и книгам. С наблюдательных площадок башни он производил астрономические наблюдения. В 1709 г. Московская обсерватория провела первое в истории нашей страны научное наблюдение солнечного затмения. При Петре I с западной стороны Сухаревой башни был пристроен деревянный амбар, где стояла модель парусника, чтобы ученики могли изучать устройство корабля. Для удобства сиденья располагались амфитеатром. Этот кораблик в течение 90 лет сохранялся в специальном большом «казенном амбаре». Кораблик в торжественных случаях возили еще не раз, например, в 1722 и 1744 году. В 1934-м башня была разобрана, но один из наличников двойного окна ныне хранится в Государственном Музее архитектуры, он вмазан возле угловой башни на восточной стене Донского монастыря. Построение учебной работы В школе были созданы два начальных подготовительных класса: «русская школа» — для обучения чтению и письму и «цифирная школа», где учили счету и началам арифметики. А далее учащиеся последовательно изучали, геометрию («землемерие»), плоскую геометрию и черчение сферику — сферическую тригонометрию (математическая география). Высшей ступенью считались морские науки: навигация, морская астрономия, география (преимущественно математическая). Несмотря на то, что главным назначением школы была подготовка мореплавателей, она в какой-то мере была универсальным учебным заведением. Лишь наиболее способные ученики переводились в классы, где изучали морские науки, геодезию, навигацию, астрономию. Воспитанники проходили науки последовательно: окончившие класс арифметики переводились в класс геометрии, и так далее. Срок обучения в школе не был установлен, из класса в класс ученики переходили после сдачи экзамена. Практически можно было за год пройти и два класса, а неспособные или же нерадивые ученики порой засиживались в одном классе по два-три года. Поэтому некоторые оканчивали Навигацкую школу за четыре года, но были случаи, когда процесс обучения растягивался даже на тринадцать лет. Учебных планов и программ не было. Содержание обучения определяли учебники. В частности «Арифметика» Магницкого, о чем следует говорить отдельно. Магницкий считал, что время изучения предмета зависит от способностей ученика и его прилежания: «Арифметику прилежный выучит в 10 месяцев, а ленивый в год; геометрию прилежный в 2, а ленивый в 3 месяца. И менее тех лет научить не можно, понеже многие, которые вновь к нам присылаются,… и читать мало умеют» . Обучение в навигацкой школе носило догматический характер в том смысле, что утверждаемые правила не доказывались, как это делается теперь, считалось, что доказательство правила может заслонить его применение. Преподавали в школе привезенные Петром I из Англии профессор математики Абердинского университета Андрей Фарварсон и преподаватели навигации Стефан Гвын и Ричард Грэйс. Обучали на английском языке, а ученики английским языком не владели, а иногда и русский знали плохо. Школе был необходим русский учитель и на эту должность пригласили Л. Ф. Магницкого. Леонтий Филиппович преподавал арифметику, геометрию и тригонометрию. Профессор Фарварсон считался мастером, другие учителя были подмастерьями… ...Получал Магницкий всего 90 рублей. Для сравнения: Фарварсон — 250 руб., двое других англичан — по 150 руб. Кроме того по договору иностранцам платили за каждого подготовленного ученика. Рыцарь Грыз, по некоторым данным, был убит в Москве в 1709 году. Из всех предметов на долю Магницкого по всей вероятности приходилась главным образом арифметика (а вместе с нею геометрия и тригонометрия). От Магницкого ученики переходили к англичанам, их курсы назывались «Плоская навигация», «Навигация Меркаторская». Надо сказать, что Фарварсон не пользовался теми сведениями по навигации, что имелись в учебнике Магницкого, а читал лекции по своим записям. Переводы этих записок выдавались каждому ученику. Задачи решались на аспидных досках «каменными перьями» — грифелями. Книги Важной задачей преподавателей и ученых стало обеспечение школьников учебниками. Кроме преподавания в школе, Фарварсон и его товарищи должны были рассматривать иностранные книги по своим специальностям и указывать из них те, появление которых в печати на русском языке было бы желательно, а также и редактировать назначенные для учеников школы издания. Л.Ф. Магницкий и А.Д. Фарварсон стали соавторами «Таблиц логарифмов, синусов, тангенсов и секансов» (1703) . По существу эта работа была перепечатком книги Влака «Tabulae sinuum, tangentium et secantium, et logarithmi sinuum, tangentium». В 1707 году типографские мастера привезли из Голландии три азбуки «новоизобретенных русских литер». Этим гражданским шрифтом начали печататься книги с 1708 года, и первой книгой была «Геометрия, словенски землемерие». Второе издание «Таблиц логарифмов… « в 1722 г. напечатано гражданским шрифтом. В школе в качестве пособия находились «Хартина меркаторская Америки, или Индии западные против англинские хартины» (Меркаторская карта Америки, копия с английской карты, гравирована на меди в Москве, 1715) и «Новая размерная хартина от канала до берега барбарийского с островами канарийскими и западными» (Выполненная в масштабе карта испанского берега от пролива Гибралтар до Канарских и «Западных островов. Москва, 1715; гравюра на меди). В 1722 Л.Ф. Магницкий и А.Д. Фарварсон разработали пособие «Таблицы горизонтальных северных и южных широт». Киприянов составил ««Таблицы синусов, тангенсов»« (Москва, 1703 и 1716), «Сотню астрономическую» (1707; рукопись в Публичной библиотеке), «Таблицу разности ширины и отшествия от меридиана» (октябрь 1720 г.), «Таблицы горизонтальных и южных широт» (Москва, 1722), «Таблицы склонения солнца» (1723). Рисунки и чертежи снабжены, по обычаю того времени, силлабическими стихами. Но главным учебником для школьников являлась «Арифметика» Магницкого. Ученики …В школу принимали детей не только дворян, но также духовных, посадских и других лиц. Не принимались только дети крепостных крестьян и работных людей… Согласно «Именной росписи обучающихся морской науке ученикам» за 1705 г. наибольшее число учеников состояло из детей приказных и церковных; были также дети дворян и даже бояр; все они тогда были в возрасте 20-25 лет. Для них была определена французская форма одежды, состоявшая из кафтана, камзола, рубашки, чулок, башмаков и шляпы. Кстати, полный комплект форменной одежды воспитанника школы стоил 15 рублей 25 копеек, в то время как комплект обмундирования ученика Артиллерийской школы — всего 1 рубль 35 копеек. Детей недворянских сословий, едва научив грамоте и счету, направляли писарями к разным должностным лицам или учиться специальностям мастеровых адмиралтейства, помощников архитекторов, аптекарей. Школьники жили частью при школе, частью поблизости в наемных квартирах. Государь указал «… учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения». В переводе на современный язык, учащиеся получали стипендию по 15 или по 10, а то и меньше копеек в день, в зависимости от курса обучения (арифметика или геометрия) и от успеваемости. А налагаемые штрафы измерялись в рублях. За прогульные дни («неты») им грозил штраф: за первый день 5 руб., за второй 10, и за каждый следующий — по 15. За пять месяцев 1707 года штрафных денег набралось 8 545 рублей. Штраф взыскивался путем правежа: неплатившего публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не внесут деньги. У родителей конфисковывали имущество. За побег полагалась смертная казнь. Родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга… Дошло до того, что ученики Навигацкой школы в 1711 году разбежались, чтобы не умереть голодной смертью. Три года спустя из той же школы доносили наверх, что ученики, пять месяцев не получая денег, «не только проели кафтаны, но и босиком ходят, прося милостыню у окон». Чиновник адмиралтейской конторы так и написал генерал адмиралу Апраксину: «Ежели школе быть, то потребны на содержание ее деньги, а буде деньги даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многие плутости». В тех случаях, когда деньги все же платили, из них тут же начинали вычитать на покупку учебных пособий и починку школы — что вряд ли способствовало улучшению быта и искоренению «плутостей»… Однако за побег из школы навигатору грозила смертная казнь, а родителям, встревоженным условиями, в которые попало их чадо, и рискнувшим бы подать прошение об отчислении его из школы — каторжные работы… Ну, а порка плетьми и штрафы за любую провинность были в Навигацкой школе делом вовсе уж житейским.

дю Солей: Для тех кто действительно интерисуется историей России XVIII в. посоветую найти цикл передач на канале Культура "Дворцовые тайны" автор Евгений Анисимов(очень интересный историк увлеченный этой эпохой). Смотрела эту передачу давно, безумно понравилось. В частности запал фильм про Петра Федоровича и его отношения с Екатериной, есть над чем подумать и многое, из того, что ранее было извесно, пересмотреть. Например, кто читал "записки" Екатерины, там она упоминает, что супружеских отношений у нее с муже небыло чуть ли не до середины 50х годов, в черновиках дата несколько раз меняется. Вопрос: может ли женщина забыть свой первый опыт и возраст когда все произошло? А записка Петра своей жене, что "...после недавней поездки на юг, семейное ложе кажется ему слишком тесным для троих..."...Приводятся и другие факты.

Ангелика: дю Солей пишет: цикл передач на канале Культура "Дворцовые тайны" автор Евгений Анисимов(очень интересный историк увлеченный этой эпохой). Да-да, очень интересно! я смотрела о канцлере Бестужеве-Рюмине.дю Солей пишет: записки" Екатерины а вот и сами Записки Екатерины Второй, зачитаешься!

дю Солей: Ангелика пишет: а вот и сами Записки Екатерины Второй, зачитаешься! Только нужно учест,что писала их женщина, по сути, убившая мужа и узурпировавшая трон. Которой необходими было хоть как-то себя обелить, что ей с успехом удаеться до сих пор. "Стерва, но умная"(с)



полная версия страницы