Форум » Мы и наши увлечения » Историческое и театральное фехтование, фехтовальное оружие » Ответить

Историческое и театральное фехтование, фехтовальное оружие

Хольгер Виксон: Хочу задать вопрос. В записях участников форума часто читаю про увлечение фехтованием: кто-то занимался и занимается спортивным, кто-то постановочным или театральным. А есть ли тут люди, которым интересно холодное оружие? А то говорим о гардемаринах, мушкетёрах, чести, и ни слова про то, чем эту самую честь господа гардемарины отстаивали. И сам процесс защиты чести? Например. Помните описание дуэли Лядащева, где Белов был секундантом? Могли ли дворяне превратить дуэль в "попойку с мордобитием", как описано в книге? В общем, есть ли тут люди готовые поговорить, а то и поспорить, про холодное оружие разных времён и стран, обычай связанные с ним? Есть ли люди, которые заинтересованные в подобной информации для собственного литературного творчества? (Часто у начинающих, и не только, авторов можно встретить описания фехтования шашкой, двуручный меч в наспинных ножнах и прочие несуразицы, которые вызывают открытые насмешки у невоспитанных читателей.) Буду ждать ответов. Если, конечно, есть интересующиеся.

Ответов - 231, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Хольгер Виксон: Для разнообразия. Все показаные выше "игрушки" - импорьтные. Наверное русские оружейниким были консервативны и прагматичны и такого не производили. Но в 1782 году они сделали в подарок Екатерине Великой такую изумительную вещицу. Пистолет калибра 9 мм. вполне боевой, кстати, совмещённый с чернильницей, а точнее 4-мя чернильцами, подсвечником, с подставкой в виде пары ног в ботфортах. Говорят, что её Величество с этим "прибором" не расставалась, но пользовалась только как чернильницей. Где-то я вычитал, что выражение "разящее перо" возникло как раз из-за этой игрушки. Кстати, часто её пропагандируют как комбинированное оружие, хотя, на самом деле, это не более чем сувенир. На фото, кстати, вроде оригинал из музея "Московский Кремль", хотя в сети можно купить копию на подарок, только вот она, наверно, не стреляет. :-(

ИогАнна: http://silversword.nethouse.ru/ Сайт Международного фестиваля сценического фехтования "Серебряная шпага" Там же видеоролик - Сюжет канала ТВЦ о фестивале сценического фехтования "Серебряная шпага", проходившем в Москве в 2012 году. На видео присутствуют студенты Российского университета театрального искусства - ГИТИС, актеры Российского академического молодежного театра, А. Рыклин - постановщик пластики и боев в кино и театре, Н. Карпов - президент фестиваля, заведующий кафедрой сценической пластики Российского университета театрального искусства-ГИТИС, актер, режиссер и продюсер С. Жигунов Добавлено 29 ноября 2012 http://silversword.nethouse.ru/video#video-33892

Анастасия_Анжуйка: ИогАнна , я была на этом фестивале. Конечно, не все номера одинаково хороши были, но были такие, которые мне очень понравились. А на второй день была церемония награждения, а ещё выступление актёров театра и кино.


Хольгер Виксон: ИогАнна, спасибо. Посмотрел и лишний раз убедился, насколько наша орденская школа отличается от школ фехтования театральных ВУЗов. Я бывал на уроках фехтования у нас в Карпенко-Карого, и не только я. В ВУЗах действительно работают на дистанции и "цель" укола, например, в лицо находится в стороне от лица, или работают "в оружие", как у нас говорят. Попасть можно по чистой случайности или грубой ошибке. У нас не совсем так. У нас целью удара есть тело. Конечно, есть все меры предосторожности, как торможение в самый момент касания и т.д. Но самое главное, любой бой репетируется месяцами, чтоб все движения запомнились до автоматизма. При чём, меч, шпага или сабля - значения не имеет, хоть топор или дубина. И травм на постановочных боях у нас нет. Но это так, к слову. Парочка наших моментов постановочных боёв. Всё снято в движении, без поз. Жаль, но видео нет.

Хольгер Виксон: Кстати. Мы фехтуем не спортивным оружием, а турнирным. Хорошая гарда, гибкость как и спортивного клинка, никаких острых краёв. Вес правда раза в два больше. Могу посоветовать, где приобрести. Там же есть спортивные клинки на красивых гардах, красивое сувенирное оружие. А так же сабли, мечи, кинжалы, саи. Всё не считается холодняком. А также любое фехтовальное обарудование: маски, перчатки, куртки, зашита, ну и спортивные клинки. Как образец - фото моей испанской пары на первой странице этой темы, если кому-то интересно увидеть внешний вид изделий.

Хольгер Виксон: Немного забросил тему, но исправляю свою оплошность. Вдруг кjму-то понравится и пригодится. Школы фехтования. Развитие холодного оружия, появление его новых видов, а точнее, появление шпаги или рапиры и то, что они, на некоторое время, стали основным оружием, дало мощный толчок в развитии фехтовального искусства. Нельзя говорить про то, что до появления шпаги не было каких-то устоявшихся приёмов и техник владения мечом, они естественно были, но вес меча не позволял создать разнообразную технику фехтования. Так же простая гарда мечей, чаще всего, простое перекрестье, которая не обеспечивала хорошей защиты кисти руки, тоже накладывала некие особенности на фехтовальную технику. Появление шпаги, или рапиры, которая была значительно легче меча, позволило сделать технику фехтования очень разнообразной, со всеми финтами, батманами и сбивами. Развитая гарда хорошо защищала кисть руки и позволяла не боятся травм при движениях, когда клинки двигаются вдоль друг друга. Свою роль сыграло и то, что доспехи перестали быть актуальны – появилось огнестрельное оружие, бойцы стали значительно легче и подвижнее, и это включило в арсенал шпажного фехтования разнообразные шаги, выпады, флешь-атаки, приседания и прочее. Вот такие «факторы», сложившиеся в конце 15-го-начале 16-го веков, позволили возникнуть и развиться искусству шпажного фехтования. Начало было положено, пожалуй, в Испании, где появляется шпага, в конце 15-го века. Достаточно быстро шпага распространяется по миру, начинают появляться люди, которые занялись развитием фехтовальных приёмов и их совершенствованием, эти люди начали учить других – начали появляться школы фехтования. И в каждой стране начали появляться определённые особенности фехтования шпагой. Так появились испанская, итальянская, немецкая, французская и английская школы, которые не мало соперничали между собой за известность, славу, учеников и так далее. Под час это соперничество выливалось в смертельные поединки меж представителями разных школ. Это продолжалось достаточно долго. Но со временем французская школа фехтования заняла главенствующее место. Хотя иные школы тоже оставили заметный след в истории военного искусства. Фехтование было столь популярным, что мастера и учителя объединялись в гильдии, как это было принято у различных мастеров. Первой такой «гильдией» стало «Братство святого Марка» («Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка», или, сокращенно, «Марковы братья») в Германии. Десятого августа 1487 года «Братством» была получена первая грамота от короля Фридриха 2-го, что даровала ему привилегии, по которым «Марковы братья» имели право изучать, преподавать и развивать фехтование, и именоваться «мастерами меча». Позже от «Братства» откололись другие подобные организации, на основе принципов «Братства» создавались подобные организации в других странах Европы. Устраивались публичные выступления мастеров фехтования, для чего строились специальные арены, где бойцы сражались на помостах, а иногда и в ямах, окружённые зрителями. При многих правящих домах в Европе появляется должность «фехтмейстера» - учителя фехтования для королей, принцев, царей, баронов и прочих знатных особ. Пишутся книги, в которых описывается техника владения шпагой и главные принципы обучения. Например: «Fechtmeister» Йоахима Майера 1570 года, «Achille» Мароццо 1536 года, Ридольфо Капо Ферро 1610 года. Не следует думать, что изучали фехтование на боевом оружии, не заботясь о защите. Такой вывод можно сделать на основе иллюстраций к вышеназванным, старинным книгам, где бойцы изображены в будничной одежде, а иногда и обнажёнными. Были специальные, толстые перчатки с крагами, предохраняющие руки; нагрудники из толстой ткани или кожи; кожаные маски с прорезями для глаз. Кстати, первыми защиту для глаз в виде очков из проволочной сетки придумали в Германии, а в 1776 году француз Ля Буасье изобрел маску для фехтования, которая исключала ранения лица. Оружие тоже старались сделать безопасным, шпаги были не острые, или на острие клинка надевали специальную пробку. В Англии обучались фехтовать на палках со специальными корзинками для защиты руки. А в 17-м века французы изобрели «фиоретти», шпагу острием в виде бутона цветка. Развитие фехтования на шпагах породило одно очень необычное явление – бретёрство. Бретёры – достаточно умелые фехтовальщики, которые считали своим долгом доказывать всем своё превосходство в умении владения шпагой. Такой человек мог появиться в какой-нибудь школе фехтования, и вызывать мастера этой школы на поединок. Принять участие в «призовых боях», которые проводились достаточно часто. В этом играло роль и честолюбие, и деньги, которые могли быть призом в боях. Во Франции 17-го века бретёрство достигает рассвета. Откровенно задиристые, но всё же отважные и изобретательные, люди могли вызвать на дуэль любого, рассчитывая на кошелёк своего противника в случае победы. Может быть, как отголосок рыцарских турниров, имущество побеждённого на дуэли доставалось победителю. Даже у Дюма в «Трёх мушкетёрах» можно найти такой момент. Исчезать бретёры начинают, когда полностью чётко формируется строгий дуэльный кодекс, и, когда главным оружием дуэли становятся пистолеты. Почему именно пистолеты стали одной из причин исчезновения бретёрства? Потому, что в стрельбе очень высок элемент случайности (Пуля слепа, и неумелый стрелок может случайно поразить мастера (с)) и научится стрелять по дуэльному, имея достаточное время прицеливания и неподвижную мишень, мог почти любой и достаточно быстро, а на изучение фехтования тратились годы. Ну и сами школы фехтования. Итак, принято считать, что «родина» искусства шпажного фехтования – Испания. Можно согласиться, если вспомнить, что шпага именно тут и появилась. Основателем испанского фехтования считают дона Джронима Карранса. Его труд «Философия оружия» якобы и положил начало La Verdadera Destreza - «Высшего Искусства» или «Высшего Мастерства». Развитие этой системы и стало испанской школой фехтования. Особенностями испанцев стала изначальная стойка бойца – на выпрямленных ногах с вытянутой вперёд рукой со шпагой, и общая схема движения по кругу. То есть, все шаги бойца укладываются в некий круг, вписанный в квадрат. Мистический круг Жерара Тибо, так называют эту схему, которую рисовали на полу фехтовального зала. На ней даже рисовали отпечатки ног, чтоб боец знал, какое именно положение должны занимать ноги бойца в каждый момент боя. Дестреза более опиралась на рубящие и режущие движения шпаги, и часто предполагала наличие второго оружия – кинжала-даги, который использовался для отражения атак. Итальянская школа стала известна принципом «убить острием, а не лезвием» - предпочтительны были уколы шпагой. А также синтез темпа-защиты-атаки, когда защитное движение переходило в атакующее при очень быстром перемещении бойца. Эту систему развивали мастера Калароне, Ловино и Микели. В испанской стойке рука с оружием тоже была выпрямлена вперёд, но оба колена согнуты, и вес тела распределяется на обе ноги. Но самое интересное, что рука бойца не сгибается даже при защитных движениях. Что достаточно необычно. В бою могло использоваться второе оружие, но часто оно заменялось плащом, намотанным на пустую руку. Итальянцы несколько изменили отношение к кинжалу во второй руке бойца – начали использовать его для атак. Немецкая школа сильно подражала испанской и оставалась несколько старомодной. Многие мастера из «Братства святого Марка» и не принадлежащие «Братству»: Якоб Зютор, Конрад фон Эйнзиделл, Ганс Вильгельм Шоффер фон Диц в основном изучали, переводили и иллюстрировали уже имеющиеся трактаты Фабриса, Капо Ферро и других. Хотя некую особенность в шпажное фехтование внесли и немцы. В немецкой стойке боец держал шпагу в чуть согнутой руке и направляя её сверху вниз, стоя на согнутых ногах. Техника фехтования у немцев была достаточно тяжёлой, подразумевались сильные рубящие удары. Шпагу, для увеличения силы, могли брать двумя руками – за рукоять и навершие рукояти. Оружием второй руки мог стать кинжал, или даже кремневый пистолет с большим навершием ручки, которым наносили удары, как дубинкой. Французская школа была самой изящной. Она формировалась на основе лёгкой колющей шпаги и подразумевала колющие быстрые движения. Бой представлял собой набор быстрых уколов и передвижений. Любимо французами «действие на оружие» - отводы, захваты, батманы. Одной из главных работ о французской школе стала книга Беннара Ренне, написанная в 1633 году. Необычной была стойка французского фехтовальщика: откинутое назад тело, рука со шпагой поднята вверх и шпага смотрит вниз. Одной из черт французской школы стало двуручная техника владения парными шпагами, которые носились в одних ножнах. Можно сказать, что спортивное фехтование произошло из французской школы – выше сказано, что французы изобрели рапиру с плоским наконечником и защитную проволочную маску. Английская школа оказалась самой консервативной, и долгое время развивалась в направлении использования лёгкого меча и щита-баклера, а позже, когда шит-баклер и меч сдают позиции, в направлении использования палаша, который существенно отличался от шпаги или рапиры по технике фехтования. Но европейские тенденции шпажного фехтования потихоньку появлялись на островах Британии. Первой книгой по шпажному фехтованию стал труд Уильяма Хоупа. В этой книге можно было найти и приёмы присущие французской школы, и чисто английские фехтовальные движения. Это показывает, что английская школа была сплавом приёмов взятых из других школ. Чуть более систематизировал эти приёмы Анжело в работе «L'Ecole des Armes» во второй половине 18-го века. Английская школа использовала и уколы, и удары, иногда предписывала различное оружие второй руки: от щита-баклера до пистолета, взятого за ствол. Стойка в английском фехтовании была почти современной: расставленные чуть согнутые ноги, прямая спина, оружие в согнутой руке на уровне пояса, клинок направлен в лицо противника. Такая стойка одновременно является положением тела и оружия в четвертой защите.

Хольгер Виксон: Видео одного из лучших и сложнейших наших номеров. Сложность его в том, что меч былого рыцаря - двуручник весом более 2,5 кг, а тёмная сила, от которой им отбиваются - родна и любимая жена рыцаря. :-) Не дай Бог чуть ошибиться в движении.

МариНика: Хольгер Виксон , красивая постановка!

Мантикора: Н-да... без поттанцовочки номер на много лучше)

Хольгер Виксон: Мантикора пишет: Н-да... без поттанцовочки номер на много лучше) Я понимаю, сударыня, что вам бы хотелось мечами побольше махать, Но и танцы нужны. Тем более в театре Франка.

ИогАнна: Видео со съёмок фильма "Возвращение мушкетеров" Репетиция боя

Хольгер Виксон: Хороша девочка доченька Портоса.

Ангелика: Круто!!!

Moucheron: На всякий случай ссылочка на интервью с заведующим кафедрой пластического воспитания актера Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, доцентом Александром Максимовичем Кульковым http://www.teatron-journal.ru/index.php/item/994-fehtovanie

Хольгер Виксон: Moucheron, спасибо. Хорошее интервью. Хотя кое что мне не совсем понятно из высказываний Кулькова. Например: "Беда была в том, что в театре не было фехтующих актеров." Странно как-то, в нашем "Карпенко", предмет сценбой обязателен для актёров, и не только, и фехтование его неотемлимая часть. "Мать оружия — это рапира. Хотя во многих театральных школах колющая техника или отсутствует, или сведена к минимуму; и приоритет отдан рубящей как более безопасной." Насколько я понимаю, Кульков имеет в виду спортивную рапиру, если говорит про колющую технику. Это моё мнение, но оно основано на многолетнем опыте, и опыте обучения владению оружием, начав со шпаги - колюще-рубящего оружия, относительно легко переходить к бою на мечах и саблях. У нас в ордене, шпага - это основа, от которой потом каждый отталкивается в сторону сабли или меча. Это ИМХО, ещё раз повторяю. "Колющая техника более изящная — финты, обводки, переводы." Снова ИМХО, но на всю жизнь запомнил слова - "В убийстве остриём нет изязщества. А так, интервью хорошее.

Moucheron: Странно как-то, в нашем "Карпенко", предмет сценбой обязателен для актёров, и не только, и фехтование его неотемлимая часть. Разумеется, всё это - обязательные предметы, по которым у всех выпускников стоят оценчки в дипломе. Но, как это и бывает в жизни, кто-то более расположен, а кто-то менее расположен к бою вообще, и фехтовальному бою в частности. Вот и случается, что в жизни приходится актеров, давно не бравших в руки оружие, натаскивать чуть ли не заново. Именно это Саша и имел в виду. Насколько я понимаю, Кульков имеет в виду спортивную рапиру, если говорит про колющую технику. Это моё мнение, но оно основано на многолетнем опыте, и опыте обучения владению оружием, начав со шпаги - колюще-рубящего оружия, относительно легко переходить к бою на мечах и саблях. У нас в ордене, шпага - это основа, от которой потом каждый отталкивается в сторону сабли или меча. Это ИМХО, ещё раз повторяю. Насколько я поняла,ваши мнения не противоречат друг другу. И тогда я вообще теряюсь, к чему ты ведешь... "В убийстве остриём нет изязщества." Изящнее рубануть от всей души, нежели после какого-нибудь финта нанизать противника на острие - малокровно, но эффективно?.. Что ж, отнесу это к вкусовым вещам, тем более, что и так, и эдак симпатично - главное, достигнуть цель.

Хольгер Виксон: Moucheron "Мать оружия — это рапира." Вот эта фраза меня смущает. Первое, и самое простое, её понимание то, что рапира основоположник фехтовального оружия. В моём ключе, правильнее звучало бы - "техника рапиры - основа для любого фехтования". Moucheron пишет: Что ж, отнесу это к вкусовым вещам, тем более, что и так, и эдак симпатично - главное, достигнуть цель. Дело не во вкусе. Фраза: "В убийстве остриём нет изящества" принадлежит Гурни Халеку, фехтмейстеру герцога Лето Атрейдиса из "Дюны" Френка Херберта. Он имел в виду, что укол более стремителен и неотразим, а значит убить им гораздо проще и легче, а простота не пристала мастеру.

Moucheron: "Мать оружия — это рапира." Вот эта фраза меня смущает. Первое, и самое простое, её понимание то, что рапира основоположник фехтовального оружия. В моём ключе, правильнее звучало бы - "техника рапиры - основа для любого фехтования". Хольгер Виксон, возможно, мысль была не совсем корректно выражена или под сказанным подразумевались какие-то дополнительные нюансы. Но фокус в том, что в контексте статьи, с моей точки зрения, смысл улавливается вполне. В принципе, я могу спросить о более точном смысле, если есть к тому интерес. Дело не во вкусе. Фраза: "В убийстве остриём нет изящества" принадлежит Гурни Халеку, фехтмейстеру герцога Лето Атрейдиса из "Дюны" Френка Херберта. Он имел в виду, что укол более стремителен и неотразим, а значит убить им гораздо проще и легче, а простота не пристала мастеру. Памятуя фразу, что все гениальное - просто, я несколько скептически отнесусь к мнению, что простота не пристала мастеру. Укол может быть и стремительным, и неотразимым, но его не так-то просто нанести, когда твой визави не стоит истуканом и тоже вооружен. Рубящий удар менее стремителен, его проще отразить и убить им труднее?.. Да уж, тогда это занятие для большого мастера! Впрочем, допускаю, что возможны разные понимания простоты (в том числе и в фехтовании) или же сказываются издержки перевода иностранной литературы. Либо Френк Херберт не слишком сведущ в фехтовании сам, что наиболее вероятно, а персонажу стремился придать индивидуальные черты через его мнения и высказывания... * Говорите, не во вкусе дело? "Изящный" = отличающийся тонкой соразмерностью во всём, строгим соответствием представлениям о художественном вкусе (частичн. синонимы - изысканный, тонкий, грациозный, элегантный, утончённый). В рубящей технике особая утонченность движений не нужна - на то, пардон за тавтологию, техника и рубящая. Он изящно рубил врагов направо и налево... Звучит гордо!

Хольгер Виксон: Moucheron пишет: Либо Френк Херберт не слишком сведущ в фехтовании сам, что наиболее вероятно, а персонажу стремился придать индивидуальные черты через его мнения и высказывания... Вполне возможны оба варианта, но мне сама фраза очень нравиться, ну а свою расшифровку её я уже высказал. Тут ещё одно. Мне просто обидно, что испанская школа и шпага практически забыты, а французская получила распространение и стала "законодательницей мод". По сути, французы превратили чесное колюще-рубящее, боевое оружие в "зубочистку", годную только для дуэли. Вот такую: Если испанская шпага на равных встретит и палаш и саблю, то эта сломается, как соломинка.

ИогАнна: Арт-фехтование (сюжет на "ТВ Центре") "События. Московская неделя", 25.10.2009 Школа арт-фехтования "Туше" Загружено 12.07.2010 Школа Андрея Рыклина / Ryklin art-fencing school http://www.artfencing.ru



полная версия страницы