Форум » Мы и наши увлечения » Историческое и театральное фехтование, фехтовальное оружие » Ответить

Историческое и театральное фехтование, фехтовальное оружие

Хольгер Виксон: Хочу задать вопрос. В записях участников форума часто читаю про увлечение фехтованием: кто-то занимался и занимается спортивным, кто-то постановочным или театральным. А есть ли тут люди, которым интересно холодное оружие? А то говорим о гардемаринах, мушкетёрах, чести, и ни слова про то, чем эту самую честь господа гардемарины отстаивали. И сам процесс защиты чести? Например. Помните описание дуэли Лядащева, где Белов был секундантом? Могли ли дворяне превратить дуэль в "попойку с мордобитием", как описано в книге? В общем, есть ли тут люди готовые поговорить, а то и поспорить, про холодное оружие разных времён и стран, обычай связанные с ним? Есть ли люди, которые заинтересованные в подобной информации для собственного литературного творчества? (Часто у начинающих, и не только, авторов можно встретить описания фехтования шашкой, двуручный меч в наспинных ножнах и прочие несуразицы, которые вызывают открытые насмешки у невоспитанных читателей.) Буду ждать ответов. Если, конечно, есть интересующиеся.

Ответов - 231, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Хольгер Виксон: Продолжение истории огнестрельно оружия. От ручницы до мушкета. На первых образцах ручного огнестрельного оружия запальное отверстие, через которое огонь передавался основному заряду, делали в верхней части ствола. Однако это было весьма неудобно — вспышка пламени слепила стрелка, и в начале XV века мастера, выпускавшие огнестрельные ручницы и ружья, перенесли затравочное отверстие на правую сторону ствола, а под ним прикрепили небольшую полку с выемкой. На нее и насыпали запальный порох. Чуть позже полку прикрыли от дождя и снега откидной крышкой. Почти одновременно неизвестные изобретатели нашли замену раскаленному пруту, которым обычно воспламеняли запальный порох. Это был длинный фитиль, который в западноевропейских странах пропитывали селитрой или винным спиртом, а на Руси вываривали в золе. Обработанный таким образом фитиль не горел, а медленно тлел, поэтому стрелок мог в любой момент привести оружие в действие. Вот только подносить каждый раз фитиль к полке было неудобно. Что же, и эту операцию сумели упростить и ускорить, соединив фитиль с оружием. С этой целью в ложе проделали отверстие, через него пропустили полоску металла в виде латинской буквы $ с зажимом на одном конце, названную серпентином (в Московии — жагрой). Когда стрелок поднимал нижний конец серпентина, верхний, из которого торчал тлеющий фитиль, касался запаль ного пороха на полке. Таким образом, отныне воину не нужно было постоянно держаться вблизи костра или жаровни, чтобы раскалить железный прут. В конце XV века ручное огнестрельное оружие вновь усовершенствовали, оснастив фитильным замком. Он состоял из уже известного нам серпентина, к которому добавили пластинчатую пружину с выступом — шептало, укрепленную на оси с внутренней стороны замочной доски. Она соединялась с серпентином так, что, когда стрелок нажимал на спусковой крючок, задний конец шептала тотчас поднимался и фитиль ложился на полку с запальным порохом. А потом и полку переместили на замочную доску. В XVI—XVII веках англичане приделали к полке небольшой щиток, своего рода экран, защищавший глаза стрелка при вспышке пламени. Около 1575 года в Нюрнберге изготовили первые в Западной Европе нарезные ружья с прямыми прикладами, при выстреле передававшие энергию отдачи в грудь бойцу. Учтя этот недостаток, французские оружейники заменили такие приклады изогнутыми, у которых часть отдачи направлялась не только назад, но и вверх, а испанцы первыми стали упирать приклад не в грудь, а в плечо, и этот прием с тех пор стал общепринятым. Различие в формах, размерах, массе оружия привели к тому, что у него появилось много названий — аркебу зы, карабины, мушкеты и т. д. Например, под мушкетом понимали тяжелое фитильное оружие, оснащенное подсошком — его стрелок упирал в землю. Длина мушкетов достигала 1,25 м, вес — 7 кг, калибр колебался от 18 до 20 мм. В 1624 году шведы вооружили свою армию облегченными мушкетами, которые не нуждались в подсошках — солдат вполне удерживал его руками. На Руси XVII века в полках нового строя были приняты мушкеты голландские и отечественного выпуска, причем последние были гораздо легче иноземных. ...В фитильном оружии были почти все элементы современного — ствол, ложа, замок; солдат при выстреле только нажимал на спусковой крючок. Правда, перед этим ему следовало вынуть из серпентина фитиль и взять его в левую руку, подальше от пороха, упереть ружье прикладом в землю, засыпать в ствол нужную дозу пороха, утрамбовать шомполом и прибить пыжом, затем опустить туда пулю, взять оружие в руки, насыпать на полку из натруски затравочного пороха, закрыть крышку, сдуть лишний порох, открыть крышку и прицелиться. На все эти манипуляции у опытного бойца уходило примерно две минуты. В 1608 году в Германии вышла книга для обучения стрелков, ее иллюстрировал известный голландский гравер Я ван Гейн. В первой части он поместил 42(1) рисунка приемов заряжания и разряжания мушкета и стрельбы из него, а во второй — 43 изображения строевых приемов, принятых у мушкетеров, вооруженных фитильным ружьем с подсошками. На некоторых рисунках можно различи надетый на левое плечо солдата кожаный ремень — бандельер. На него прицепляли самые различные предметы - 10—12 деревянных, иногда обшитых кожей сосудов с заранее отмеренными дозами пороха, фляжку с мелким, затравочным порохом, выполненный из рога, кожи и дерева подсумок для пуль, пыжей и инструмента (иглы для прочистки затравочного отверстия, ветоши, скребка) и пороховницу. Кроме того, на бандельере висели свернутые кольцами фитили. Интересная деталь — на марше каждому десятому солдату полагалось держать фитиль зажженным, чтобы при появлении неприятеля его товарищи могли бы быстро «заправиться огоньком». Только после того, как в середине XVIII века были изобретены готовые патроны, тяжелые и неудобные бандельеры заменили патронташами, которые носили перекинутыми через плечо или вместе с поясом. Во второй половине XVI века перешли к более эффективному сорту пороха. Прежний, измельченный до пыли, в сырую погоду быстро впитывал влагу, слипался, при выстреле горел неравномерно, а его несгоревшие частицы постоянно забивали ствол и затравочное отверстие. Опыт показал, что из пороховой смеси следует сначала «лепить» твердые лепешки, а потом дробить их на относительно крупные зерна. Те горели медленнее, но не оставляли остатка и выделяли больше энергии. Новый сорт пороха быстро вытеснил все остальные и благополучно «продержался на вооружении» до середины XIX века, когда изобрели пироксилиновые пороха. Претерпевали существенные перемены и пули. Первое время их выделывали из камней и железа, стали и бронзы, меди и олова, придавая им форму стрел, шаров, кубов и ромбов. Словом, действовали испытанным методом проб и ошибок. В конце концов остановились на круглой пуле, отливаемой из свинца — этот металл легко обрабатывается, а благодаря его высокому удельному весу пули приобретали хорошие баллистические свойства. Любопытно: одно время считалось, что материал пули должен соответствовать намеченной цели. Например, стальные и железные пули предназначали исключительно для стрельбы по воинам, облаченным в доспехи. А некий французский заговорщик, готовя покушение на короля Карла V, отлил даже золотые пули! Ручное огнестрельное оружие с фитильными замками продержалось довольно долго, несмотря на присущие ему недостатки. К ним относились: демаскировка огоньком на кончике фитиля солдат в темное время суток, сравнительно медленное срабатывание спускового механизма, трудности, связанные с поддержанием огня в дождь или снегопад. Так выглядели западноевропейские мушкетеры и стрелок, вооруженные фитильными ружьями. Конец XVI — начало XVII веков. На схемах устройства фитильного оружия показаны: А) серпентин, или жагра, простейший фитильный замок, в котором применено шептало. В) усовершенствованный фитильный замок второй половины XVII века (вид изнутри). 10. Ружье с фитильным замком. Турция, XVII век. 11. Английский мушкет XVІ—XVІІ веков фитильным замком. 12. Голландский мушкет с фитильным замком. 1695 год. 13. Французское ружье XVІІ века с фитильным замком. 14. Западноевропейский мушкет с фитильным замком XVІІ века. 15. На западноевропейский бандельер XVІ—XVІІ веков обычно подвешивали подсумок для пуль(а), фитиль (б), пороховницу (в), натруску (г) и сосуд для пороха (д).

ИогАнна: Хольгер Виксон пишет: В то время, 1837 год, кирасы уже доживали своё в армии и навряд ли существовало производство кирас для личных нужд. Армейская же кираса, надеваемая поверх мундира, была бы чудесно заметна на Дантесе под одеждой. Если я ещё чего-то помню о моде, то то время, это узкие сорочки и жилеты, не менее узкие сюртуки и брюки - кираса не спрячется. Хольгер , про производство кирас для личных нужд автор статьи - "технарь"- не совсем, наверное, правильно выразился. Но и про армейские, в данном случае гвардейские, кирасы забывать не стоит. Ведь в Кавалергардском и в Конном полку кираса элементом формы (парадной, во всяком случае) была и в Первую мировую войну. Кавалергарды и конногвардейцы - это тяжелая кавалерия, они все, по сути, кирасиры - носили кирасы. Даже на этом портрете Дантес в кирасе. Что ж, эта кираса не выглядит какой-то суперъобъёмной. Створки кирасы - они на ремешочках затягиваются, подгоняются по фигуре. Думаю, можно её спрятать под одеждой. Вопрос, в какой одежде был во время дуэли 27 января (8 февраля) 1837 г. Дантес? В парадном мундире (колете) или в повседневном? Если в повседневном сюртуке, в котором обычно ходили гвардейцы вне строя (не на парад и не на бал же - на дуэль, за город, зимой), к которому полагались и широкие брюки, то запросто можно пододеть под сюртук и кирасу. Если поискать в инете картинки "дуэль Пушкина и Дантеса" - то на картинах Дантес изображен в сюртуке. Например, здесь подборка иллюстраций: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post64380045 на одной из картин Дантес стоит вообще прикрывшись шинелью: А.А. Горбов "Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесрм" (1936) http://www.afishka31.ru/news/culture/2502.html Ещё вопросы остаются: как прикрывался Дантес (прикрывал грудь или пах?), каков был рикошет (от кирасы в руку?) Воспоминания секунданта Пушкина Константина Данзаса: Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина у Дантеса, куда он ранен, Дантес отвечал: — Je crois que j’ai la balle dans la poitrine*18. *18 Я думаю, что я ранен в грудь. — Браво! — вскрикнул Пушкин и бросил пистолет в сторону. Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку. http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-126.htm То есть Дантес почувствовал удар в грудь. Данзас пишет о последовательности: сначала в грудь, потом в руку. Мне тоже так представляется, что пуля срикошетила от груди в руку. Раз не от ребра, то от чего-то твердого (пистолет, пуговица, кираса). Источники (воспоминания и мед.освидетельствования) и исследования о дуэли есть. Пробежалась сейчас по инету. Ничего однозначного. Но версия про кирасу кажется мне убедительной.

Хольгер Виксон: ИогАнна пишет: Ещё вопросы остаются: как прикрывался Дантес (прикрывал грудь или пах?) Это единственный вопрос, на который могу ответить точно. Стандартная поза того, в кого стреляют: стать боком к противнику, прикрыв этот бок пистолетом, причём пистолетом можно было прикрыться едвали не от плеча до пояса.


ИогАнна: Хольгер Виксон пишет: Это единственный вопрос, на который могу ответить точно. Ой, ну не знаю... Стандартная поза: Кадр из фильма "Поездка в Висбаден". До чего же хорошее кино снимали... Любоваться такими кадрами можно. Дантес, как бесчестный человек и подлец, мог и по себе судить: "Я Пушкину стрелял в пах, а ведь он мне яйца отстрелит. Стра-а-ашно". И если Дантес в кирасе, то защищать надо место как раз незащищенное. Данзас пишет: Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. ... ...он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку. Пушкин был ранен в правую сторону живота; пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась. Из официального донесения полицейского врача о дуэли Пушкина и Дантеса: "...первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо". Ну, в общем, от участников участники дуэли объективной информации ждать и не приходится. Во-первых, были в шоке, во-вторых, подсудное же дело. Врач - это другое дело, врачу я верю. Можно, конечно, почитать о ходе следствия: Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. — СПб., 1900. Вот, получше ссылку из Википедии выбрала: http://www.npolyakov.ru/duel-pushkina-s-dantesom-gekkerenom-podlinnoe-voenno-sudnoe-delo-1837-g/ Но если бы там было написано что-то определённое по поводу кирасы на Дантесе, то об этом было бы уже известно.

Ангелика: Хольгер Виксон пишет: аркебузы а ещё что- нибудь можно об этом оружии?

Хольгер Виксон: Ангелика пишет: а ещё что- нибудь можно об этом оружии? Обязательно, раз вы просите. ИогАнна пишет: Дантес, как бесчестный человек и подлец, мог и по себе судить: "Я Пушкину стрелял в пах, а ведь он мне яйца отстрелит. Стра-а-ашно". И если Дантес в кирасе, то защищать надо место как раз незащищенное. Навряд ли Дантес стреолял Пушкину в причинное место, боясь, что тот ему тоже его отстрелит. Попадение в живот Пушкина - во многом случайность. Легко объяснимая. Дуэль - это не только решение вопроса чести, но и во многом проверка благосклонности Фортуны. Осечка, отсыревший порох, выпавший пистон или кремень, выкатившаяся пуля - это всё считалось проявлением судьбы. У тебя осечка, когда ты стреляешь первым - значит Фортуна не на твоей стороне, осечка, когда ты стреляешь вторым - Господь милостив к противнику и тебя не обидел - ты ведь жив, раз можешь стрелять. Дантес мог и не разрешить поменять пистолет забитый снегом и это не было нарушением правил дуэли. Так вот о выкитившейся пуле: чтоб избежать такой случайности, пули для дуэльных пистолетов делали на 0.5-1 мм. больше калибра ствола, и в ствол забивали шомполом и молоточком деревянным. Что станет с мягкой свицовой пулей при этом? Сплющится. Полетит ли она туда, куда целятся? Нет, однозначно. Вот и получится, как в детском стишке: целился он в пятку, а попал он в нос. Пардон! Забыл раньше одну вешь сказать, а фото Жигунова напомнило. Даже в лютую зиму дуэлянты предпочитали расстаться с большинством верхней одежды, оставаясб только в рубашках. Чтоб пуля не занесла в рану волокна ткани, грязь и пыь могущие на одежде быть. И чтоб врачу было легче о раны добраться. Так что, Данте с Пушкиным вполне могли быть одеты как-то так: Лето тут, правда.

Хольгер Виксон: Ангелика, специально для вас. Аркебыза считается самым первым видом огнестрельного оружия, которое имело более или менее современную форму. Считается, что появились аркебузы в 1379 году в германии. По сути, ружья, заряжающиеся со ствола, ну это выше написано, с фитильным замком. Вес до 3-4 кг. калибр 17-20 мм. Где-то на расстоянии 35-40 метров пробивали рыцарские доспехи. Прицельная дальность у аркебуз была приблизительно 35-40 метров, дальше пуля уже теряла направление прицеливания. Это объяснялось плохим порохом и низким качеством изготовления ствола, и его гладкостью. Аркебузы, не глядя на это, были достаточно лёгкими и удобными, без очень сильной отдачи. Для примера, пищаль и мушкет весили до 10 кг. и стрелять из них можно было было только со специального упора и их калибр был больше. То есть для своего времени, аркебуза - это малокалиберная винтовка. Использовалась очень долго, до изобретения кремневого ударного замка. В войсках, на поле боя, воины с аркебузами - аркебузеры, стояли в центре каре - квадратного строя, окружонные пикенёрами - воинами с пиками до 3-5 метров длиной, для защиты от противника, пока аркебузы будут перезаряжаться. В 1525 году, в битве при Павии, в Итальянскую войну 1521-1526 годов, 3 тыс. итальянских солдат-аркебузеры уложили более 8 тыс. французских доспешных всадников. Это была одна из многих причин по которой всё огнестрельное оружие предавалось анафеме. Изначально, аркебуза - особый арбалет со стволом, стреляющий пулями, в его стволе была спецыальная прорезь для тетивы. Потом название перекачевало на ружьё. Вот такой арбалет. Капитан Алакристе с аркебузой. Простите, Ангелика, что так не много.

МариНика: Оружие с Арт-фестиваля 19 мая 2013 года: Оружие с показательных выступлений историко-сценического фехтования 26 мая 2013 года:

Хольгер Виксон: Классные игрушки! Особенно на 3-м фото. Класс, хочу! (с)

МариНика: Хольгер Виксон пишет: Класс, хочу! (с) Да вообще, сама хочу) У ребят они максимально аутентичные, не чета нашей подарочной шпаге.

Хольгер Виксон: МариНика пишет: Да вообще, сама хочу) У ребят они максимально аутентичные, не чета нашей подарочной шпаге. МариНика, я уже мог кидать сюда эту ссылку: http://dynamolugansk.com/g1348317-istoricheskoe-fehtovanie , посмотрите. Оружие и красивое и функциональное, и по максимуму, для своего класса, аутентичное. А ещё, удобное и практичное. Это лично проверено.

Ангелика: Хольгер Виксон

Анастасия_Анжуйка: Я тоже хочу такие! А то 19-го только подержать немного смогла одну шпагу под 16 век и немного ей пофехтовать.

Ангелика: А у меня снова вопрос : что такое абордажная сабля?

Хольгер Виксон: Ангелика пишет: А у меня снова вопрос : что такое абордажная сабля? Обязательно расскажу, но завтра.

МариНика: Хольгер Виксон пишет: МариНика, я уже мог кидать сюда эту ссылку: http://dynamolugansk.com/g1348317-istoricheskoe-fehtovanie ссылкой горю не поможешь! оружие, что Корсаку брали стоило 3000. а если брать то. что поинтересней и мушкетерское, это от 5000. Не каждый день можно себе такое позволить. Найти - не проблема. Проблема, выкроить на все "дыры" финансы. Поскольку оружие - это не первая необходимость, то и покупка его откладывается всегда на "потом". Абы какое, пластиковое мы же не хотим :)

Хольгер Виксон: МариНика пишет: ссылкой горю не поможешь! Я понимаю. Но это самое дешёвое оружие из артуражно-боевого. Есть ещё китайские т.н. "практикалы", но у них цена не меньше 300 у.е. Ангелика пишет: А у меня снова вопрос : что такое абордажная сабля? Сабля абордажная, она же катлас или кутлас. Появилась в нач. 17-го века на флоте. И стала очень потулярна среди пиратов, куда же без них, и военных моряков. В абордаже использовалось любое оружие, но шпаги и сабли оказались слишком длинными для помешений и палубы корабля - цеплялись за остнастку и стены, а ножи и топоры хороши были только на очень короткой дистанции. Поэтому взяли саблю, укоротили, сделали шире и тяжелее, обеспечили хорошей защитой для кисти. Получилось нечто среднее между саблей и тесаком: с клинком в 60 см. длиной и шириной 5-6 см., с гардой в виде чаши или корзинки. Катлас оказался удобен. Не мешал при постоянном ношении, легко рубил и тело, и канаты с мачтами, не цеплялся в бою за стены и канаты, не требовал столь длительного обучения, как шпага или сабля. Так катлас и прослужил до появления парового флота, когда абордажи стали редки. Но... В ВМФ Британии катлас стал тренировочным и церемониальным оружием только в 1936, а в США до 1946 года катласом могли вооружить моряка или морского пехотинца. По старой традиции: Гарри Мач - Непоседа с абордажной саблей в руках. (Фильм "Зверобой")

Хольгер Виксон: Я, меж тесм, продолжаю. Фитиль — в отставку! Как ни пытались мастера-оружейники усовершенствовать фитильный замок, но добиться существенных, качественных перемен не смогли. «Мешал» фитиль, который стрелку нужно было постоянно поддерживать в тлеющем состоянии. А чем заменить его, чтобы воспламенять метательный заряд в стволе? Кому-то пришла счастливая мысль — оснастить ручное огнестрельное оружие кремнем и кресалом. Кремневый колесный (колесцовый) замок ознаменовал новую эпоху в истории ружей и пистолетов. Историки не первый год спорят о том, кто же именно изобрел его. Согласны они лишь в одном — колесцовый замок нельзя было придумать, не имея в распоряжении часового механизма с его многочисленными колесиками, пружинами, заводными ключами. Некоторые исследователи считают, что колесцовый замок первым изготовил часовых дел мастер из Нюрнберга Иоганн Кифус, и было это в 1517 году. Однако, пока не удалось разыскать никаких достоверных сведений об этом мастере, относящихся к XVI веку. Другие историки считают, что автором колесцового затвора был Леонардо да Винчи. В известном сборнике «Кодекс Атлантикус» есть рисунок такго механизма, схема приспособления для зажигания огня и несколько набросков вариантов цепной передачи от пружины к оси колеса. Возможно, Леонардо совершенствовал известный всем механизм, а может, действительно был его изобреттелем. Сам же колесцовый замок представлял собой механизм, состоявший из 35—50 деталей. Важнейшей было стальное колесико с насечками. Его ось соединялась цепью с мощной спусковой пружиной. Стрелок заводил ее специальным ключом, а после того, как нажимал на спуск, колесо раскручивалось, ударяя насечками по кремню, закрепленному на затравочной полке, а сыпящиеся искры воспламеняли за травочный порох, а потом и основной заряд. Совершенствуя замок, мастера дополнили его стопором, удерживавшим колесо во взведенном положении, потом придумали сдвижную крышку полки. В XVII веке появилась новая конструкция замка, в которой главную пружину взводили не только ключом (что требовало известного времени), но и простым поворотом курка, для этого в механизм замка ввели дополнительную тягу. Для повышения точности стрельбы во второй трети XVI века разработали шнеллер, приспособление, одновременно ускорявшее и смягчавшее спуск. Кроме того, еще с конца XV века началось изготовление нарезных стволов, причем в следующем столетии прямая нарезка уступила место винтованной. Позже все детали кремневого колесцового замка перенесли на внутреннюю часть замочной доски. Несмотря на весьма сложное устройство, оружие с новыми замками оказалось довольно практичным. Сначала стрелок заводил ключом колесо, затем насыпал порох (также, как в фитильном оружии) на затравочную полку и в ствол, опускал туда пулю. После этого оставалось задвинуть крышку полки и спустить курок — теперь оружие можно было держать готовым к бою сколько угодно. Скажем, пока не отсыревал порох... Появление колесцового оружия оказало весьма значительное воздействие на тактику и... нравы. Так, ружья с подобными замками оказались незаменимыми для караульной службы — часовой мог в любой момент открыть огонь по подозрительным лицам, тем более ветер и дождь не оказывали никакого влияния на его оружие. Кавалеристам пришлись по душе маленькие ружья-пистолеты, которые стали с середины XVI века главнейшим элементом их вооружения. Да и первые образцы пистолетов имели короткий ствол и тяжелую рукоять, заканчивавшуюся круглым набалдашником. Позднее мастера-оружейники удлинили стволы пистолетов, но постарались по возможности облегчить их. Шведский король Густав-Адольф, приняв на вооружение подобные ружья-пистолеты, велел, чтобы конники, атакуя отряд пикинеров, сначала обстреляли их с дистанции, «когда видны белки глаз противника», и только после этого пускали бы в ход холодное оружие. А у горожан колесцовое оружие вызвало в первую очередь беспокойство. Небольшие, короткоствольные пистолеты (главное, готовые к бою) нетрудно было упрятать в одежде. Поражали они на расстоянии, поэтому довольно быстро вытеснили традиционные для XV—XVI веков мечи, начали соперничать со шпагой и кинжалом. Не случайно в Гамбурге и ряде итальянских городов приняли законы, согласно которым «дьявольское оружие» запрещалось носить без специального на то разрешения, а виновным в их нарушении грозило суровое наказание — «публичное отсечение руки». Колесцовый кремневый замок получил широкое распространение и в охотничьем оружии, которое ценилось не только по чисто боевым свойствам, но и за отделку. Значительная поверхность замочной доски и курка позволяли мастерам украшать их, нанося орнаменты, сложные композиции с фигурами людей, животных, пейзажами, жанровые сцены из быта тех же охотников. Многие мастера-оружейники виртуозно владели техникой гравировки, травления, резьбы, насечки, таушировки, канфаренья и нередко превращали ружья и пистолеты в подлинные произведения искусства. До наших дней дошло довольно много образцов колесцового оружия. Например, в Государственной Оружейной палате Московского Кремля экспонируется колесцовая аркебуза. На ее замке и стволе хорошо видна дата изготовления — 158В год (заметим, это самое раннее из датированных ружей музея). Есть на замке и клеймо мастера-оружейника из Саксонии — буквы СК . Кстати, именно с XVI века изготовители оружия начинают регулярно ставить на своих изделиях не только личные клейма и оставлять свои имена и фамилии, но помечать «стволы» городскими, испытательными клеймами. Обычно подпись на замке или стволе принадлежала тому, кто собирал ружье или пистолет из готовых деталей. А собственно оружейным мастером считался специалист по замкам, который, кроме того, выполнял ствол и ложе. Сделать сложный, состоящий из десятков деталей, колесцовый кремневый замок было непросто, поэтому нельзя было и помышлять о том, чтобы пустить такое оружие в массовое производство. Лишь отдельные пехотные подразделения в западноевропейских армиях могли позволить себе роскошь обладать таким оружием. Именно трудности, связанные с изготовлением колесцовых замков, а также с их починкой в полевых условиях и привели к тому, что даже в XVI веке основным оружием солдат оставались фитильные ружья. Тем не менее колесцовые аркебузы, карабины и пистолеты с успехом применялись вплоть до XVIII века, а их охотничьи варианты изготавливали и в конце того же столетия. 16. Аркебуза с колесцовым замком, изготовленная в 1588 году в Саксонии. Колесцовый замок и клеймо, выбитое на нем. Из собрания Государственных музеев Московского Крвмля. 17. Седельный пистолет с колесцовым замком, сделанный саксонским мастером в XVI веке, и клеймо на нем. Из собрания Государственных музеев Московского Кремля. 18. Итальянский карманный пистолет XVII века с колесцовым замком. Надпись на стволе пистолета. Из собрания Государственных музеев Московского Крвмля. А. Западноевропейские ключи для колесцовых пистолетов XVII века. Б. Городское клеймо Нюрнберга. 1500 год. В. Городское клеймо Зуля. 1600 год. Г. Городское клеймо Амстердама. 1610 год. Д. Городское клеймо Утрехта. 1600 год. Схема устройства колесцового замка.

Хольгер Виксон: Так, я продолжаю. Надёжно ввинченный кремень. Следующим шагом в развитии ручного огнестрельного оружия стало создание во второй половине XV! века новой системы воспламенения боевого заряда. Речь идет о кремневом замке. В отличие от прежнего, колесцового, в котором огонь возникал при соприкосновении кремня с вращающимся (с помощью пружины) колесом, в кремневом искры возникали при ударе кремня о стальное огниво. Такой замок был проще и надежнее колесцового. По мнению некоторых исследователей, кремневый замок разработали испанские или португальские оружейники, конкретнее — Симон Макуарте, работавший в 60-х годах XVI века в мастерских при дворе короля Испании Карла V. Другие же уверяют, что кремневый замок изобрели в те же годы немецкие ремесленники. Однако эти предположения опровергнуты новейшими данными. Старейший из сохранившихся кремневых замков был изготовлен, как удалось установить, в 50-е годы XVI века в Швеции. Сравнительно недавно обнаружили декрет городских властей Флоренции, датированный 1547 годом - горожанам запрещалось появляться на улицах с огнестрельным оружием, в частности, кремневым. Вероятнее всего, подобный механизм изобрели разные оружейники независимо друг от друга, и он быстро распространился по всей Европе. Известны голландский, испанский, русский, карельский, средиземноморский, прибалтийский, шведский и другие типы кремневых замков и их варианты, отличеющиеся расположением деталей, формой, отделкой и принципами взаимодействия некоторых узлов. Например, в русском типе кремневого замка часть деталей — курок, затравочная полка, боевая и подогнивная пружины находились на внешней стороне замочной доски. Кремень был зажат в губки, причем верхняя регулировалась и оснащалась кольцом, с помощью которого курок ставился на боевой взвод. Спусковой механизм находился на внутренней стороне замочной доски и состоял из прямой пружины с шептал ом и спусковой тяги. Когда стрелок нажимал на спусковой крючок, шептало утапливалось и кремень ударял по огниву. В другом варианте вместо боевой и подогнивной пружин применялась одна, двуперая. В северной Европе распространение получил карельский тип замка, близкий к прибалтийскому и шведскому, со своеобразной формой курка. Сначала боевую пружину ставили на внешней стороне замка, потом на внутренней. В голландском типе замка пружины располагались на внутренней стороне замочной доски, что предохраняло их от грязи и повреждений, курок выполнялся в виде латинской буквы Б. Боевая пружина в момент выстрела действовала на нижний край стальной колодки (лодыжку), смонтированной на оси курка, а к верхней части крепился стержень, толкавший рычаг затравочной полки, после чего она автоматически открывалась. Особенностью испанского типа замка было то, что крышка затравочной полки объединялась с огнивом. Когда кремень бил о него, крышка откидывалась и порох на полке воспламенялся, поджигая через затравочное отверстие боевой заряд в стволе. При заряжании замок ставили на предохранитель. В начале XVII века во Франции появился улучшенный вариант замка, изобретателем которого считают королевского оружейника Марин ле Бурже. Он объединил скользящую крышку полки с огнивом (этот узел назвали батареей) и создал шептало, перемещающееся не горизонтально, а вертикально, что заметно облегчило спуск. К концу столетия батарейные замки выпускали почти во всех европейских странах. Одновременно с ними получили распространение так называемые французские приклады с удлиненной шейкой, которые, с некоторыми изменениями, сохранились до наших дней в винтовках, автоматах и охотничьих ружьях. Следующим новшеством, оказавшим существенное влияние на развитие ручного огнестрельного оружия, стали патроны. Первоначально они представляли собой гильзу из непромокаемой бумаги, в которой находились порох и круглая свинцовая пуля. Такие патроны первое время делали сами стрелки, придерживаясь определенных норм. Например, по указу французского короля Людовика XV, опубликованному в 1738 году, в гильзе должно было содержаться 9 г пороха и пуля весом 28 г. Столь же строго регламентировались размеры и форма бумаги и порядок изготовления из нее гильзы. Перед выстрелом боец надкусывал нижний край гильзы, высыпал часть пороха на затравочную полку, а остальной - в ствол. Затем опускал туда же свинцовую пулю, пыж, уплотнял боевой заряд шомполом и лишь после этого взводил курок. Гораздо сложнее было заряжание первых образцов нарезного оружия, ведь нужно было поместить в ствол пулю, которая была чуть шире его канала. Поэтому стрелки пользовались деревянным молотком, а позже стали применять пули с оболочкой из промасленного льна, бумазеи или кожи, чтобы не засорять кусочками свинца нарезы. Впрочем, процесс заряжания кремневого нарезного пистолета прекрасно описал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»: Вот пистолеты уж блеснули. Гремит о шомпол молоток. В граненый ствол уходят пули, И щелкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надежно ввинченный кремень Взведен... Какими же были характеристики кремневого оружия? В отечественных архивах сохранились сведения о том, что на испытаниях пуля весом 33 г, выпущенная из ружья XVIІІ века, снаряженного зарядом в 11 г черного дымного пороха, на дистанции 43 м пробивала 12 кирас! Однако скорострельность не превышала одного выстрела в минуту... Поэтому в бою солдаты успевали сделать два-три залпа по атакующему противнику, после чего начиналась рукопашная. Не случайно же в XVI веке мушкетеров вооружили кинжалами или ножами с удлиненными рукоятками, которые вставляли в ствол. Правда, при этом огнестрельное оружие превращалось в холодное. Поэтому через некоторое время близ дульного среза, сверху или по бокам, начали устанавливать втулку с пружинной защелкой, которая надежно удерживала штык, не составлявший помехи для стрельбы. Такая система в общих чертах продержалась до начала XX века. Сами же ружья с кремневыми замками оказались надежными. В 1 806 году французы провели испытания образцов, изготовленных в 1777 году и уже выдержавших по тысяче выстрелов. Одно разорвалось на 14 443-м выстреле, другое без ущерба перенесло все 15 тыс. Однако у кремневого оружия были серьезные недостатки. О низкой скорострельности мы уже говорили, кроме того, не удовлетворяла точность огня — стрелок средней квалификации поражал цель на дистанции 100 шагов половиной пуль. Привычными для пехотинцев считались осечки. Австрийское оружие давало их на каждом 62-м выстреле, русское — на 22-м, французское — на 15-м. И это в полигонных условиях. В походе, в непогоду, при сильном ветре пехотинцу оставалось рассчитывать только на штык... 20. Кремневый замок испанского типа. XVII век. 22. Кремневый замок голландского типа XVII век: I — спуск, 2 — курок, 3 — огниво, 4 — тяга, 5 — перо пружины, 6 — шептало. 23. Кремневый замок французского типа, конца XVII — начала XVII века. Так называемый «батарейный»: 1 — полка, 2 — огниво, 3 — кремень, 4 — курок, 5 — шептало, 6 — пружина.

Хольгер Виксон: И ещё. Фильм "Визит в оружейную галлерею". Снят около 1924 года в музее Метрополитен. Рассказывает о Готических доспехах и т.д. Для просмотра достаточно знаний английского языка на уровне не лингвистического института. Фильм не без юмора. Ляпы, правда есть, но у меня сложилось мнение, что они сделаны намерено, для смеха. Хороший фильм, сейчас бы такие снимали. Видео не выложилось, обойдёмся просто ссылкой. "Визит в оружейную галерею."



полная версия страницы