Форум » Мы и наши увлечения » Историческое и театральное фехтование, фехтовальное оружие » Ответить

Историческое и театральное фехтование, фехтовальное оружие

Хольгер Виксон: Хочу задать вопрос. В записях участников форума часто читаю про увлечение фехтованием: кто-то занимался и занимается спортивным, кто-то постановочным или театральным. А есть ли тут люди, которым интересно холодное оружие? А то говорим о гардемаринах, мушкетёрах, чести, и ни слова про то, чем эту самую честь господа гардемарины отстаивали. И сам процесс защиты чести? Например. Помните описание дуэли Лядащева, где Белов был секундантом? Могли ли дворяне превратить дуэль в "попойку с мордобитием", как описано в книге? В общем, есть ли тут люди готовые поговорить, а то и поспорить, про холодное оружие разных времён и стран, обычай связанные с ним? Есть ли люди, которые заинтересованные в подобной информации для собственного литературного творчества? (Часто у начинающих, и не только, авторов можно встретить описания фехтования шашкой, двуручный меч в наспинных ножнах и прочие несуразицы, которые вызывают открытые насмешки у невоспитанных читателей.) Буду ждать ответов. Если, конечно, есть интересующиеся.

Ответов - 231, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Акча: Хольгер Виксон пишет: Рабочие материалы трюков из "Трёх мушкетёров". Спасибо, повеселилась от души, глядючи на знакомые моменты фильма)))

Хольгер Виксон: Эсмеральда пишет: Нет, это "Прерванный полет", La Fin du Bal. Спасибо.

Ангелика: Хольгер Виксон а можно что-нибудь о самурайских мечах?


Хольгер Виксон: До этого я говорил о более-менее серьёзных вещах, а теперь немного юмора. Карикатуры. Смешное из "Трёх мушкетёров".

Хольгер Виксон: Ангелика пишет: Хольгер Виксон а можно что-нибудь о самурайских мечах? Конечно, можно. Займёт чуть времени, но завтра, в крайнем случае, будет.

Акча: Хольгер Виксон пишет: теперь немного юмора. От души повеселилась, особенно, от лицезрения Боярского и Смирницкого(если не ошибаюсь... не пойму кто, правда. ) на велосипедах!

Хольгер Виксон: Акча пишет: не пойму кто, правда. ) на велосипедах! На велосипедах д'Артаньян с де Тревилем - Дуровым.

Хольгер Виксон: Для Ангелики. Мечи самураев. Достаточно кратко, потому что, если углубляться, то надо писать книгу, а их написано очень много. История. Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайцами. Этот период японской истории носит название Кофун (III—VI вв.). В могилах сохранились мечи того периода. Китайские мечи обладали прямым, узким однолезвийным клинком, с крупным кольцеобразным навершием рукояти. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. В период Нара (710—794 гг.) производство оружия было поставлено под контроль государства. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Но знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно из-за их ювелирной отделки. Именно в Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании. Собственно японские мечи появляются в период Хэйан (794—1185 гг.). в это время формируется класс самураев, начинается максимум клановых междоусобиц, и Япония самоизолировалась от внешнего мира. Импорт прекращается и появляются истинно японские мечи. Появляется изгиб однолезвийного, длинного клинка, с ребром жёсткости. Длинна клинка была около 80-ти сантиметров. В XI веке эти японские мечи стали высоко цениться и даже завозиться в Китай. В период Камакура (1185—1333 гг.) Япония столкнулась с монголами. Их новые улучшенные доспехи вызвали изменения меча. Он становится массивнее, клинок расширился по всей длине. Тяжёлым мечом стало невозможно управлять одной рукой, и рукоятка удлиняется, становясь двуручной. Считается, что в это время мечи достигают своего наивысшего совершенства, которое не удалось повторить в более поздние времена. В период Муромати (1336—1573 гг.) появились длинные мечи, с длинной клинка более 80 см. – тати, более приспособленные как конные мечи. Иногда они имели очень большую длину. Так, в святилище Яхико хранится меч длиной 2,25 м, причём длина лезвия 1,75 м. Это скорее исключение, хотя большую популярность стала приобретать алебарда - нагината, которую, иногда, рассматривают как вид длинного меча. В XV веке появились династии ювелиров-мечников. Мечи стали богато украшаться, часто использовалась гравировка клинка. Популярностью у самураев дуэльных поединков объясняется появление и распространение катан — мечей, носимых лезвием вверх, благодаря чему появилась возможность совместить извлечение клинка из ножен и одновременно нанесение секущего удара противнику. Катана относилась к оружию пешего воина, её баланс был более приспособлен для фехтования двумя руками, чем тати. Тем не менее длинные тати ещё производились для высшей знати, принимавшей участие в сражениях на коне. В середине XVI века в Японии появилось огнестрельное оружие, что сразу же сказалось на тактике сражений. Ещё более усилилась роль пехоты, вооружённой копьями, что снизило значимость конных воинов. В интересах пехоты для удобства колющего удара в плотном строю мечи стали короче с более крупной вершиной, а изгиб уменьшился. В период Момояма (1568—1603 гг.) появилось огнестрельное оружие, усилилась роль пехоты. А в плотном пехотном строю длинный меч был неудобен. Появилась тенденция укорачивания старых мечей и владельцы тати часто просто обрезали хвостовик и вершину, доводя длину клинка до 60—65 см. Тати окончательно вышли из употребления, и главным вооружением самураев стала пара дайсё: меч катана и сопутствующий ему более короткий меч вакидзаси. Оба меча носились за поясом с небольшим перекрещиванием относительно друг друга. С наступлением в 1603 году периода Эдо и политики самоизоляции в это время, в Японии наступил длительный мир. В производстве мечей прежде всего уделялось внимание парадному внешнему виду, боевое оружие стало элементом костюма - произведением искусства стал не сам меч, а его ножны. Богатые люди стали заказывать гарды (цубы) из чистого золота, так как в японской традиции единственным украшением самурая был его меч. Эти мечи, не только красивые, но и обладающие всеми боевыми качествами, назвали синсинто (новый-новый меч). Кузнецы возрождали забытые традиции периода Камакура. После начала эпохи Мэйдзи, когда после 1868 года Япония начинает развитие, как капиталистическая страна, а в армии актуальным становится огнестрельное оружие, производство мечей забывается. Их ещё производят малочисленные мастера, но большинство мечей, оставшихся в армии, уже производятся массово, промышленным способом. Такие мечи получили название – гэндайто. Но некоторое количество старинных клинков перемонтировались на другие рукояти и использовались офицерами. После капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны производство мечей было запрещено, все имевшиеся у населения мечи были изъяты. Производство мечей по классической технологии было возобновлено только в 1954 году после снятия запрета в 1953 году. Говорят, что сейчас в Японии есть около 300 мастеров-кузнецов-мечников, которые возродили древнее искусство. Типы мечей. Длинные мечи. Тёкуто - общее название древнего типа японских мечей в II—IV веке нашей эры. Эти мечи отливались из бронзы, или ковались из единого куска стали. Тёкуто имел прямой клинок и одностороннюю заточку. Наиболее распространёнными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчивающийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6—1,2 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами. Ката́на - «японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». (с) Изогнутый меч с односторонним клинком, который напоминает шашку, но с рукоятью для двуручного хвата. Навершие рукояти отсутствует, что очень мешает при фехтовании одной рукой. Катана носилась заткнутой за пояс, в пару ей носили викидзаси. Катана – меч гражданский, повседневный. Син-гунто - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций армии в 1934-м году. Повторял форму боевого меча тати, но изготавливался массово, фабричным способом. Ножны были из дерева или железа, рукоять просто оборачивалась кожей, а иногда и просто не имели обмотки. Тáти - длинный японский меч. Тати подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи и носился как часть только военных доспехов. В паре с тати носили танто. Богато украшенные тати применялись как парадное оружие. Тати длиннее и более изогнут, чем катана, с длиной более 75 см; рукоять также была длиннее и немного изогнута. Большие мечи. Нагамаки – более алебарда, чем меч, схожая с совней, нагинатой или глефой, но длина рукояти и наконечника у неё примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч. Нагамаки — оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180—210 см, наконечник — до 90—120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны. Нодати - «полевой меч» - оружие пехоты в бою. Использование нодати в помещениях или других ограниченных пространствах представляет определённые трудности из-за его длинны – от 122 сантиметров лезвия, т от 35 сантиметров рукоятки. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Одним из назначений нодати была борьба со всадниками. Часто нодати отбрасывали, когда начинался ближний бой и применяли более короткую и удобную катану. Екутиё с нодати на плече. (Семь самураев) Одати - «большой меч» - один из типов длинных японских мечей. Одати должен иметь длину лезвия не менее 90,9 см. Носился в ножнах за спиной. Но были и одати с клинками длиной 1,6 — 1,8 метров. Одати был оружием пехоты. Но чаще… Подношение храму, помещённое в его сокровищницу. Символ армии - штандарт. Церемониальное оружие, которое демонстрирует умение кузнеца. Короткие мечи. Кодати - «маленький тати») - японский меч, слишком короткий для настоящего меча, но слишком длинный для кинжала. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать. Он применялся при атаке плечом к плечу или в помещениях. Имея длину 60 см, кодати был позволен к ношению торговцами. Кодати – пара тати, «армейский» аналог, «гражданской» вакидзаси. Сикомидзуэ - деревянная или бамбуковая трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Слепой мастер Затоичи с сикомидуэ (Затоичи). Вакидзаси - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной. Длина клинка около 30-ти см. Клинок односторонней заточки, почти прямой. Часто мечи вакидзаси и катана делал один мастер, мечи имели один стиль оформления. Эту пару мечей называли дайсё. Вакидзаси всегда носился при себе. Часто этот меч называли «хранителем своей чести», так как его использовался для обряда сэппуку (харакири). Использование. Оружие, как оружие, практически мало чем отличное от азиатского и европейского. Стиль фехтования более рубяще-режущий, чем колющий. Достаточно быстрый. Тут я, простите, не специалист – вообще не очень люблю восточные боевые искусства и оружие, уж больно сильно и часто их превозносят, как по мне, то незаслуженно. Но это личное. Несуразицы и легенды. 1. Даже в Японии часто все мечи японские мечи называют – катанами. 2. Заготовки мечей закапывали в землю на много лет для очистки от шлаков. Выдумки. От выплавки железа до готового меча проходило 3-4 месяца, но никак не годы. 3. Мечи необычайно прочны и могут свернуться в кольцо без вреда для себя. Нет, неосторожный и сильный удар по плоскости – и катана ломается или сильно деформируется, как и европейские мечи или восточные сабли. 4. Уникальнейшая по свойствам, многослойная (до 33 тысяч слоёв), оружейная сталь, которая нигде неповторима. С красивейшим узором. Русский булат, дамасская сталь имели не меньшее число слоёв и такие же свойства. Даже мечи викингов ковались из пучка железных прутьев разных характеристик, что делало их не менее гибкими, прочными и т.д. А узор даже простейшего крученого или травлёного булата просто неподражаем. 5. Изящное оружие, эталон красоты, совершенства и функциональности, по сравнению с которым европейское оружие – просто прутья на деревяшках. Простите, но остаётся только пожалеть за слабоумие того, кто такое пишет, а пишут такое многие. 6. Наделение катаны некими мистическими и «духовно-душевными» свойствами. Катана – душа самурая, и нигде нет большего почтения к оружию, а в иных странах, меч не более чем инструмент. Развенчанию этой легенды посвящу отдельный пост. 7. Острота и прочность катан таковы, что, во время двух Мировых войн, мечи спокойно перерубали ствол пулемёта. Проверенная неоднократно ерунда. Даже раскалённый докрасна (то есть, размягчённый) ствол пулемёта получает только небольшую зарубку. 8. Работа катаной настоящее систематизированное искусство и традиция, которой посвящены многие книги и доведена она до совершенства. Мг… У меня на компьютере более двух десятков старинных трактатов о европейском фехтовании, а вот японских, при всёх моих поисках, я нашёл только два: "Книга пяти колец" Миямото Мусаси и "Синкаге-рю Хейхо Мокуроку" Ягю Муненори. 9. Ниндзято. Меч ниндзя. Катана с прямым клинком, квадратной гардой. Чистой воды выдумка сценаристов, режиссеров и художников кино.

Хольгер Виксон: Культ меча. (ответ на легенду №6 о японских мечах) Существует великое множество видов холодного оружия. Часто оно является легендарным, исключительно ценным, наделяется множеством необычных свойств. Полистав легенды, мифы и сказки можно встретить и необычные копья Одина и Мухаммеда, и молот Тора, и трезубец Индры, но больше всего легендарных мечей. Так уж, почему-то, сложилось, что именно меч, чаще всего, наделялся людским воображением самыми необычными свойствами. Почему так? Может быть оттого, что меч оружие не дешёвое и было доступно не всякому воину, может причиной послужила многолетняя идеализация рыцарства, для которого меч был главным оружием? Хотя, всё началось намного раньше. Сейчас можно прочесть, что: «Меч символизирует силу, власть, достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность». Но это достаточно «высокий» уровень понимания символа. Хотелось бы остановится на более «прозаических» примерах. В Скандинавии, где меч считался главным оружием воина, меч имел очень большое значение – признак мужчины-воина. Если мужчине доводилось умирать не в бою, то он обязательно встречал последние мгновения с мечом в руке, иначе чертоги Вольхаллы не приняли бы его. На мече давали клятвы. Меч мог быть и символом целомудрия – если в одной кровати приходилось спать малознакомым мужчине и женщине, то между ними клали меч, как символ чистоты их помыслов, а не как оружие обороны для женщины, в случае чего. В поэзии скальдов, в драпах или висах, меч никогда не называли прямо, а использовали иносказания – кённинги или хейти – делатель вдов, жнец колосьев и т.д. особо в скандинавских сагах выделяется меч Фрейра, который сражался сам по себе, а меч Хеймдалля - стража у моста-радуги Биврест – первым вступит в битву Рагнарёг. Для японских самураев меч — это его мужество и сила, его душа. Вместе с жемчужиной и зеркалом, священный меч, подаренный богом Сусаноо богине Аматэрасу, принадлежит к Трем Великим Сокровищам Императора. Японский меч окружался целым набором ритуалов и действий. Имелся свой «язык» меча, который предписывал, какое положение на теле самурая или в его доме должен занимать меч, чтобы не нанести оскорбление окружающим людям. Можно сказать, что меч это высшая ценность для самурая, после его чести и достоинства. Семизубый меч Нанацусая-но-тати, 4-го века до н.э. является одним из национальных сокровищ Японии. На Востоке меч тоже стал неотъемлемым символом некоторых народов. Как катана для самураев, так кханда являлась признаком кшатрия – члена воинской касты, а потом секты раджпутов и сикхов. Меч кханда входит в главный символ сикхизма, как основа этого символа. «Его острые грани отделяют Истину от Невежества. Правый край меча символизирует Свободу и Власть, которые находятся под контролем моральных и духовных ценностей. Левый край олицетворяет божественное Правосудие, карающее врагов». Сам символ тоже называется кханда. На удивление, у славян меч не получил такого всеобщего значения. Может дело в некоторой «миролюбивости» славянских народов, может в том, что у ранних славян не было выраженной воинской «касты» - практически каждый мужчина был воином. Меч был дорогим оружием, бережно хранимым, мог быть положен в могилу мужчины, но не более. Может поэтому в былинах существует практически только один легендарный меч – Кладенец. Максимальное почтение к мечу начинается с эпохой рыцарства в Средневековье. Меч был для рыцаря не просто оружием. Рыцарская жизнь начиналась с акколады – церемонии посвящения, при которой рыцаря «опоясывали мечом», при этом он целовал свой меч. Рыцарская жизнь заканчивалась от удара мечом на поле боя. Меч ломали над головой рыцаря, запятнавшего свою честь и рыцарское достоинство. Если же наказанием за проступок была смерть, то меч палача обрывал благородную жизнь, а не позорная верёвка или топор, которыми казнили простонародье. На мече давали клятвы и обещания, целуя перекрестье меча, которые считались неотступными. Меч поднимали вверх, приветствуя противника. Принимая меч в подарок, рыцарь брал его в руки, опустившись на одно колено, и целовал клинок. Перед битвой или отправкой на войну, в Крестовый поход, например, над мечами рыцарей читались молитвы, проводились литургии. В рукояти мечей заключали частицы мощей святых, и такие мечи считались наделёнными необычайной силой. С эпохой Крестовых походов, меч становится символом Креста. Не только в том плане, что рыцари несли истинную веру, а в самом утилитарном смысле – воткнутый в землю меч превращался в походный алтарь - меч с простой гардой подобен католическому кресту - около которого можно было проводить любые христианские обряды. И именно мечом, а не крестом, игумен Исидор в 1272 году, благословил князя Довмонта на битву с Тевтонским орденом. Как святыня, этот меч хранится в Пскове, как «оберег» города. То есть, меч стал талисманом, не эмблемой или гербом, а талисманом целого города! Попав в подозрительное место, в котором можно было опасаться козней нечистой силы, нужно было очертить на земле лезвием меча круг, чтоб сила Креста, символом которого есть меч, и сила оружия защитили всех, кто находится в этом кругу. Или воткнуть меч в центре стоянки или лагеря. Наравне с людьми, мечи являются героями легенд и саг. В «Артуровском цикле» роль меча Грааля, не чаши Грааля – она сама по себе, а именно меча, очень велика. А появлению, и возвращению назад, Эскалибура посвящены целые главы. Ожье Датчанин, даже во главе большого войска, не может противостоять силам зла без Кортаны - волшебного меча. Хотя тот и не делает Ожье бессмертным или очень сильным, но даёт ему лишь силу духа, веру и надежду. Мечам давали имена. Конечно, история сохранила только имена самых известных мечей, но такая традиция существовала и у простых рыцарей. Кортана и Саважин – мечи Ожье (Хольгера) Датчанина, меч Роланда – Дюрандаль, Ескалибур (Калибурн) – меч короля Артура, Тисона и Колада – мечи Эль Сида, героя Испании, Клив-Солаш – меч Нуанду Серебреной Руки, короля Ирландии, Куртуаз – меч Вильгельма 1-го. И множество других. Интересно то, что имена европейских мечей - это женские имена - такова была традиция. Так Куртуаз – утончённая, а Саважин – дикая, Дюрандаль – твёрдая, а Клив-Солаш – солнечная. Мечи наделялись не только именами, но и качествами, присущими людям. Меч, вонзённый в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот, известный как «Меч в камне», не давал себя вытащить никому из всех рыцарей Круглого Стола, кроме юного Галахада, именно он потом нашел чашу Святого Грааля и стать его хранителем. Круадин — меч Кухулина могла говорить и петь. Атвейг — пела от счастья, идя в битву во имя Христа, и плакала каплями крови от горя, если бой шёл вдалеке от неё. Бертинг – меч умершего Сигурда разговаривал из могилы с его сыном - Ормом. А Хундингсбана – меч аса Фрейра, вообще сражался сам по себе. Меч мог верно служить хозяину, а мог и предать, вывернувшись из руки во время боя, если считал что, человек его недостоин. Легенды, конечно, но насколько красивые. Катана, конечно, есть душа самурая, окружённая величайшим почтением, как и кханда – символ сикха и религиозный символ. А крис «Чондонг чампур», изготовленный 14-м веке для правителя государства Маджапахит, в безлунные ночи сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Но рыцарский меч стал не только почитаемой дорогой вещью, а святыней, иногда наделённой чертами личности. И при этом в отношении рыцарского меча не существовало таких, скрупулезно соблюдаемых, ритуалов, как, например, в отношении японской катаны. Для рыцарского меча не было специальных подставок, традиции трогать за меч только через ткань и так далее. Но, умирая в бою или совершая сеппуку – ритуальное самоубийство, самурай навряд ли бы стал прощаться со своим мечом, как это делает в «Песне о Роланде» сам Ролданд перед смертью: Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься. Мне больше ты уже не пригодишься. С тобой мы многих недругов побили, С тобой большие земли покорили. Эпоха мечей и рыцарей давно прошла, но до сих пор некоторые рыцарские мечи хранятся, как святыни. Коронационный меч французских королей – меч 13-го века, якобы меч Карла Великого, хранится в Лувре. Меч святого Вацлава – меч королей Чехии, датированный 9-м веком, хранится в Пражском Граде. Щербец – коронационный польский меч, который король Болеслав Храбрый выщербил, отсюда и название, якобы о Золотые ворота Киева в 1018-м году, датирован 10-м веком, хранится в королевской сокровищнице замка на Вавеле. Да и множество других менее известных, но не менее почитаемых. Закончу словами древней шотландской мудрости «Не меч есть всё, а всё есть меч».

Ангелика: Хольгер Виксон

Хольгер Виксон: Наконец-то я смог добиться от Ю-туба загрузки своего видео. Как это у меня получилось загадка для меня самого, но главное что смогу загрузить кое-что из наших выступлений. Вот кусочек спектакля "Турнир в Камелоте", несколько обработанный. Сорри, съёмка чисто любительская.

МариНика: Хольгер Виксон пишет: Вот кусочек спектакля "Турнир в Камелоте", несколько обработанный. Сорри, съёмка чисто любительская. Ооо, как здорово! Фехтование, хоть и коротенькое, но поставлено замечательно! а кто из этих троих вы?

Хольгер Виксон: МариНика пишет: а кто из этих троих вы? Увы, в этом спектакле я не фехтовал. Я - в чёрном плаще, повёрнут спиной к камере на начальном стоп-кадре ролика. Сначала тыкаю пальцем в небо и молитвенно складываю руки. Потом уношу тела и падаю на заднем плане при выносе второго тела. Почти как: "Мотор! Хлопушка! Смокинг! И все спешат на бал. На заднем плане в лужу я упал... У всех, кто это видел, в душе родился смех, А режиссер смеялся дольше всех..." Я потом ещё выложу кусочек спектакля, но уже с "родным" звуком.

Хольгер Виксон: Прямо от темы "Буду ли я смотреть сереал Жигунова о трёх мушкетёрах?". И от ссылки ИогАнны на небольшой ролмк. Всё таки шпаги спортивные на ист. рукоятках. Жаль. Вбухав столько денег в фильм, не нашли пару-пятёрку тысяч валюты на более антуражные игрушки? У д'Артаньяна спина в стойке скрючена как буква "зю". Меня бы за такую спину выпороли бы, или я бы выпорол ученика. Клинком. "Я святу белого не взвидел. До се больно!"(с) Колесо в исполнении того же д'Артаньяна... Зачем?! Для красоты? Или "Матрица" постановщику трюков покоя не даёт, как в последних американских "Мушкетёрах"? Портос, держит эту спортивную тростингочку двумя руками и наносит удар. Это смотрелось бы, будь у него в руках "нормальная" шпага, и стиль такой существовал. Правыда, в Германии, но ладно. Ну и Арамис, наверное, приставивший гвардейцу шпагу к горлу и картинно застывший на пару секунд в этой позе. А вокруг мечутся другие гвардейцы. В общем, смотрится это всё жутко. И это какой-то прославленный французский постановщик. Я наверное, предвзят и резок, но не могу сдержаться. "Да, это вам не котопуси."(с)

Хольгер Виксон: Начинаю небольшой цикл статей по истории огнестрельного оружия. Статьи не мои, а взяты из журнала "ТМ", носят исключительно познавательный характер для людей творческих, и просто интересующихся этим вопросом. Люди пишущие и снимающие могут взять для себя толику знаний, дабы избежать неточностей и путаницы. (Я уже приводил пример, когда в "Королеве Марго" его величество держит пистолет с колесцовым замком и называет его "новой системой", а потом стреляет из мушкета с ударным замком.) Бомбарделлы и ручницы. Нам даже трудно вообразить то, что испытывали люди, впервые увидевшие в действии огнестрельное оружие. Огонь, клубы дыма, грохот, невидимые снаряды, поражающие цель на большом расстоянии,— наверно, все это было просто страшно. А мы добавим — и принципиально ново. Появление огнестрельного оружия, что называется, перевернуло отлаженную систему военного дела в средневековой Европе. В прошлое уходили защищенные великолепными доспехами рыцари, вооруженные мечами и копьями, сражавшиеся до полного... истощения сил — стальные доспехи не пробивались ни стрелами, ни теми же мечами. Отныне война становилась другой — жестокой, кровавой, массовой... Традиционные устои были поколеблены не только в военном деле. Новое оружие наложило отпечаток на политику государств, на развитие наук, в частности, химии и баллистики, ремесел, а позднее промышленности. Но история нового оружия, как нередко бывало с крупными изобретениями, имела длинную и не совсем ясную предысторию. Существует множество свидетельств о том, что в глубокой древности бытовало оружие, извергавшее огонь и дым и действовавшее на расстоянии. Естественно, устройство его держали в тайне, а потом все, что было связано с ним, окутало туманом легенд. Но было ли это оружие огнестрельным, использовалась ли в нем энергия, освобождавшаяся при сгорании некоего вещества? Судя по старинным описаниям, в некоторых случаях на этот вопрос можно ответить утвердительно. Считается, что родиной пороха был Китай, где столетия назад взрывчатые вещества применяли в военном деле и для устройства праздничных фейерверков. Потом порох попал в Индию, зажигательные, а может, и взрывчатые вещества знали в Византии. И все же история огнестрельного оружия началась в Европе, на рубеже X11—XIV веков, что вовсе не принижает роли народов Востока, первыми использовавших порох в военном деле. Сказалась специфика экономического, социального и культурного развития Европы. ...Огнестрельное оружие принято подразделять на артиллерийское и стрелковое. Первое действует на больших расстояниях, поражая цели навесным и настильным огнем, при этом арт. системы любых калибров обслуживаются расчетом. Второе, в основном индивидуальное, применяется для стрельбы по открытым, сравнительно близко расположенным целям. Современное ручное огнестрельное оружие отличается разнообразием систем, калибров, характеристик. Это и автоматические, и самозарядные винтовки, пистолеты, оптические прицелы, рукоятки, подогнанные под руку конкретного стрелка. По сравнению со всем этим первые образцы выглядят грубыми и примитивными. Однако нельзя забывать, что переход к ним от лука и арбалета (оружия метательного) дался куда труднее, нежели последующее развитие огнестрельного оружия. Так какими же были они, предки нынешних автоматов и револьверов? Их общий вид и устройство можно восстановить по старинным рисункам и описаниям, сохранились и немногочисленные подлинные образцы. В нашей стране они хранятся в Государственном Историческом музее. Государственном Эрмитаже, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, государственных музеях Московского Кремля. Конструктивно они почти не отличались от пушек, если не считать размеров, калибра и того, что были предназначены для стрельбы с рук. Да и названия их нередко напоминали об артиллерии — в Западной Европе были «бомбарделлы» (ручные бомбарды), а на Руси — ручные пищали («ручницы»). В конце XIV — начале XV века ствол подобного оружия представлял собой короткую железную или бронзовую трубу длиной сантиметров 30 и калибром 25—33 мм с глухим концом. Около него сверху высверливали небольшое запальное» отверстие. Ствол укладывали в желоб, выдолбленный в колоде - ложе длиной полтора метра, и крепили металлическими кольцами-обоймицами. Заряжали бомбарделлы и ручницы пылевидным порохом (зернить его стали позже) и шарообразной пулей из меди, железа или свинца. Кстати, такие пули сохранились на протяжении всего периода существования гладкоствольного, дульнозарядного оружия. Это объяснялось тем, что они просты в изготовлении и не требуют стабилизации в полете. Зарядив ручницу, стрелок наводил ее на цель, упирая приклад (в зависимости от его длины) в землю, в грудь, укладывая на плечо или зажимая под мышкой, и воспламенял заряд раскаленным металлическим прутом или тлеющим фитилем, поднося их к запальному отверстию. У первых образцов огнестрельного оружия не было унифицированных размеров, формы и калибров. Так, известны ручницы, закрепленные на длинных деревянных шестах, а к «казенникам» некоторых стволов XV века приваривали металлический стержень, который стрелок упирал в грудь. На конце такого стержня иногда устраивали кольцо, чтобы оружие было удобнее переносить. На Руси существовали и «затинные пищали» (предки крепостных орудий) длиной в 18—23 калибра, у которых под дулом приделывали гак (крюк), с помощью которого стрелок удерживал чрезмерно удлиненное оружие, скажем, на крепостной стене. Любопытно, что «затинные пищали» оставались на вооружении довольно долго: в государственных музеях Московского Кремля хранится такая пищаль, изготовленная в XVI—XVII веках. А в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи можно увидеть и короткий железный стволик XIV—XV веков, усиленный тремя кольцами. На заднем виден желобок, ведущий к запальному отверстию,— таков предок нынешних пистолетов. Создавая ручное оружие, мастера XIV—XV веков ставили и решали те же задачи, что и современные конструкторы — увеличивали дальность и точность стрельбы, старались уменьшить отдачу, повысить скорострельность. Дальность и точность огня увеличивали, удлиняя стволы, а с отдачей боролись, оснащая ручницы опорными крюками и дополнительными опорами. Сложнее было со скорострельностью, под которой подразумевают количество выстрелов в единицу времени. Мастера XIV—XV веков наладили выпуск многоствольных ружей и ручниц. На их зарядку, правда, уходило больше времени, зато в бою стрелок мог вести относительно интенсивный огонь. ...Новая боевая техника быстро повлияла на тактику. Уже в XV веке во многих странах появились отряды, иногда довольно крупные, вооруженные ручницами. Правда, первое время они уступали доведенным до совершенства лукам и арбалетам в скорострельности, точности и дальнобойности, а иногда и в пробивной силе. Кроме того, выкованные или отлитые на глазок стволы служили недолго, а то и разрывались в момент выстрела. И все же огнестрельное оружие сделало свое дело. В конце XV века оружейники перенесли запальное отверстие на правую сторону ствола. Дело в том, что было неудобно одновременно прицеливаться и подносить к оружию фитиль, стрелка ослепляла вспышка пламени, цель застилало дымом. Отныне на полку с углублением, устроенную рядом с запальным отверстием, насыпали немного затравочного пороха, который через отверстие в стволе поджигал основной заряд. Это небольшое усовершенствование произвело маленькую революцию в истории ручного огнестрельного оружия... 1.Западноевропейская ручница, оснащенная гаком. Калибр — 32 мм, длина — 297 мм, конец XIV века. 2.Западноевропейская ручница с облегченным прикладом. Длина—950—1000 мм, калибр — 30—35 мм, вес — 2,5 кг, XIV век. 3.Ручница с телезной рукояткой, первая половина XV века. 4.Западноевропейская ручница, изготовленная в 1400 году в Регенсбурге. 5.Западноевропейская бронзовая ручница. Длина — 320 мм, калибр — 17,2 — 17,9 мм, вес— 1,2 кг, 1399 год. 6.Русская ручница конца XIV — начала XV века. 7.Предок пистолета — железный стволик конца XIV — начала XV века, хранящийся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде. 8.Русский медный стволик XV века. Длина — 215 мм, калибр — 13 мм. 9.Четырех ствольная ручница. Длина — 290 мм/ XV век.

Анастасия_Анжуйка: Это здорово, что были размещены материалы, посвященные "Королеве Марго" и "Графине де Монсоро". Мне эти фильмы очень нравятся, особенно "Графиня де Монсоро". А видео процесса съёмок финальной дуэли я видела, нашла в контакте у одного из каскадёров, участвовавших в фильме. Он потом, когда я задала вопросы ему лично, объяснил, что все актёры, игравшие миньонов и анжуйцев, фехтовали сами, но кого-то время от времени подменяли дублёры, как в последней дуэли, а кто-то всё время дрался сам. Вполне естественно, что дрался сам исполнитель роли Шомберга Михаил Шевчук, всё-таки он ставил фехтование, ещё бы ему не драться самому! Также дрались без дублёров Александр Домогаров (граф де Бюсси) и Игорь Каюков (Ливаро). Кстати, на видео процесса съёмки последней дуэли хорошо видно, как отыгрывались на актёрах и дублёрах гримёры))) "Ливаро" точно достали))) Они ему нарисовали сначала рану на лице, потом - на спине, а потом ещё и вылили краску за шиворот. Ещё и спрашивали, больно ли ему. Он сначала выражал недовольство, а потом ржать начал))) А как актёры ещё спорили, кто где будет "трупиком" валяться! Меня тоже удивило, как Монсоро проткнули волнистым клинком, а он остался жив. Особенно если учесть, что Шомберг таким же клинком нанёс раны сначала Ливаро, потом - Рибейраку, и те отнюдь не выжили (другой вопрос, что Ливаро всё-таки умудрился прихватить с собой на тот свет Шомберга. Кстати, когда Ливаро вскакивает, чтобы нанести Шомбергу смертельный удар, он выглядит практически восставшим из ада. И гримёры постарались, и сам актёр так сыграл). А за синего Шомберга спасибо! Он так забавно злился в этот момент! Ещё меня радует, что оружие в фильмах приближено к историческому, по крайней мере, шпаги и даги - точно) Хольгер Виксон пишет: Прямо от темы "Буду ли я смотреть сереал Жигунова о трёх мушкетёрах?". И от ссылки ИогАнны на небольшой ролмк. Всё таки шпаги спортивные на ист. рукоятках. Жаль. Вбухав столько денег в фильм, не нашли пару-пятёрку тысяч валюты на более антуражные игрушки? У д'Артаньяна спина в стойке скрючена как буква "зю". Меня бы за такую спину выпороли бы, или я бы выпорол ученика. Клинком. "Я святу белого не взвидел. До се больно!"(с) Колесо в исполнении того же д'Артаньяна... Зачем?! Для красоты? Или "Матрица" постановщику трюков покоя не даёт, как в последних американских "Мушкетёрах"? Портос, держит эту спортивную тростингочку двумя руками и наносит удар. Это смотрелось бы, будь у него в руках "нормальная" шпага, и стиль такой существовал. Правыда, в Германии, но ладно. Ну и Арамис, наверное, приставивший гвардейцу шпагу к горлу и картинно застывший на пару секунд в этой позе. А вокруг мечутся другие гвардейцы. В общем, смотрится это всё жутко. И это какой-то прославленный французский постановщик. Я наверное, предвзят и резок, но не могу сдержаться. "Да, это вам не котопуси."(с) Читаю это, и мне интересно, почему же Жигунов не позвал того же постановщика фехтования, что и в "Королеве Марго" и "Графине де Монсоро". К тому же почему не перенять опыт тех фильмов и не сделать оружие более приближенным к эпохе. А ещё радует, что, когда снимали "Королеву Марго" и "Графиню де Монсоро", ещё не было таких спецэффектов и "Матрицы", а то представляю, что бы натворили... Представила себе миньонов и анжуйцев, летающих, как в "Матрице" или каких-нибудь китайских фильмах. Это было бы нечто!

ИогАнна: Хольгер Виксон начал публикацию статей об огнестрельном оружии. Сегодня, в Пушкинский день, в "Российской газете" вышла статья о его дуэли с Дантесом. http://www.rg.ru/printable/2013/06/06/dantes.html Дуэль или убийство На Дантесе была надета бронированная защита - скорее всего кираса Ракурс Валерий Бурдаков, профессор МАИ, доктор технических наук Ежегодно в день рождения Александра Пушкина россияне вспоминают последнюю, весьма загадочную, дуэль великого поэта. Ее обстоятельства официальные пушкиноведы, и не только они, изучают до сих пор. Постепенно подключаются не только гуманитарии, но и представители точных наук... Сначала речь пойдет о самом первом исследователе, докопавшемся до истины - об одной из трех дочерей самого Жоржа Дантеса и его супруги - Екатерины Николаевны Гончаровой (в девичестве). О Леонии-Шарлотте. О ней известно только то, что многие считали ее ненормальной. А то как же! Увлеклась точными науками, в частности математикой. Самостоятельно освоила весь курс Политехнического института, в совершенстве выучила русский язык, хорошо говорила на нем и, читая в подлиннике А. С. Пушкина, поняла его значение для цивилизации вообще и для русского народа в частности. Но ведь этого мало - родному отцу, занимавшему к тому же высокое общественное положение, она прямо в глаза бросила гневное обвинение: "Ты убийца!" Все дело в том, что, по-видимому, никто ни раньше, ни теперь не обратил внимание на ее аналитический, нестандартный для женщин той эпохи ум и соответствующие способности. Она не только прочла всего Пушкина, но и, смею предположить, все доступные ей публикации относительно дуэли, ее причинах, обстановке, последующих расследованиях и выводах. Ведь все это касалось в первую очередь ее до поры любимого отца, незаслуженно, как ей казалось, обвиняемого в том, что в честном поединке удача сопутствовала ему, а не противнику, который, кстати, сам вызвал отца на дуэль... Более того, отец на дуэли вел себя более чем достойно. После выстрела Дантеса Пушкин упал, но ответный выстрел был за ним. Во время падения в дуло его пистолета попал снег, и Пушкин попросил своего секунданта - лицейского друга Данзаса - заменить пистолет, чему яро воспротивился секундант Дантеса д Арширак. Дантес же спокойно (об этом писали свидетели дуэли) разрешил замену пистолета и встал боком к стрелявшему, который, лежа и истекая кровью, сделал свой последний в жизни выстрел, вскрикнул, удовлетворенный, что метко попал в обидчика своей жены, и на время потерял сознание. Когда он очнулся, то увидел, что Дантес, зажимая левой рукой простреленную и кровоточащую правую руку, как говорится, своим ходом идет к ожидающей его повозке. Удивительно! Пуля калибром 12 мм и весом 17,6 грамма, летящая со скоростью 800 м/с при точном попадании ее в корпус на уровне легкого Дантеса не убила! Пушкину точно такая же пуля размозжила тазовую кость (боль адская!) и была смертельной. А тут практически ничего! Это как-то надо было всем объяснить. Было опубликовано официальное донесение о дуэли. Вот оно: "Полициею узнано, что вчера в 5 часу пополудни, за чертою города позади комендантской дачи, происходила дуэль между камер-юнкером Александром Пушкиным и поручиком Кавалергардского ее величества полка Геккерном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством г-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. О чем вашему превосходительству имею честь донесть 28 января (9 февраля) 1837 года. Старший врач полиции Иоделич". Обращает на себя внимание фраза о контузии в брюхо. Как это могло случиться? Дантес стоял к стрелявшему Пушкину боком. Правая рука была согнута в локтевом суставе. Дантес держал пистолет дулом кверху, прикрывая им свою грудь. Пуля угодила в туловище чуть выше локтевого сустава и пробила мягкую ткань руки навылет. Она неминуемо должна была пробить с правой стороны грудную клетку или хотя бы поломать ребро. Но в этом месте на теле Дантеса не было обнаружено никаких даже малейших ее следов! Все это требовало объяснения, поэтому появилась медная пуговица, якобы бывшая принадлежностью одежды Дантеса. Пуля, дескать, ударила в эту пуговицу, деформировала ее и непостижимым образом, срикошетировав, попала в брюхо. Леония-Шарлотта все поняла! Предъявленная обществу деформированная пуговица должна была неминуемо оставить на теле кровоподтек (гематому), но его не было! Зато гематома оказалась в районе брюха! Вывод для человека, знакомого с техникой и знающего, что такое давление, а ведь она, напомним, прошла весь (!) курс Политехнического института, был предельно очевиден. На Дантесе была надета бронированная защита - скорее всего кираса, поскольку кирасиры были тогда особым родом конного войска, и металлические кирасы, облегающие фигуру, своего рода бронежилеты, выпускались в массовом порядке. Насколько мне известно, никаких записок на эту тему после Лионии-Шарлотты не осталось. Скорее всего они были уничтожены ее отцом - убийцей Пушкина Дантесом, который приложил все усилия, чтобы отправить свою родную дочь-разоблачительницу в сумасшедший дом. Признаком помешательства отец считал любовь дочери ко всему русскому, а особенно обожание великого поэта. Большой портрет Пушкина в ее комнате он сравнивал с иконой и утверждал, что она молилась ему. В нечеловеческих условиях эта сильная и по многим свидетельствам совершенно здоровая женщина провела в скорбном доме целых 20 лет и скончалась там же в возрасте 48 лет. Таким образом, Дантес оказался еще и убийцей своей собственной дочери, обладавшей к тому же незаурядным умом! Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6096 от 6 июня 2013 г. ----- Вот ведь... Кавалергарды - это кирасиры и есть.

Эсмеральда: ИогАнна Смотрела я тут передачу про дуэль, там прям один в один эта версия.

Хольгер Виксон: Интересная статья. Попыток пояснить то, почему Дантес уцелел было уже много и вариант "бронежилета" рассматривался не раз. Но я бы обратил внимание на вот что. В то время, 1837 год, кирасы уже доживали своё в армии и навряд ли существовало производство кирас для личных нужд. Армейская же кираса, надеваемая поверх мундира, была бы чудесно заметна на Дантесе под одеждой. Если я ещё чего-то помню о моде, то то время, это узкие сорочки и жилеты, не менее узкие сюртуки и брюки - кираса не спрячется. Предположив кирасу, которая на самом деле могла выдержать выстрел из дуэлтного пистолета, не глядя на калибр 12 мм. (хотя со скоростью пули автор явно погорячился - со скоростью 800м/с даже современные пули не летают и скорость пули надо уменьшить раза в 4-5) можно, но... Дантес стоит боком, прикрывшись пистолетом, всё по тогдашним правилам, пуля пробивает руку выше локтя и должна войти в правый бок груди, и... попадает в живот! Пусть была пуговица. Тем более, что на некоторых видах одежды пуговицы находились не в один ряд посередине туловища, а в два ряда побокам от середины. Но в этом случае пуля отрикошетила бы вперёд или назад, вторично повредив руку. Если вниз, то никак не попала бы в живот, в лучшем случае, по касательной прошлась бы по бедру. Но врач (!) пишет про "брюхо". То есть версия про комбинацыю "кираса плюс пуговица" тоже критики не выдерживает.

Эсмеральда: А я когда-то давно читала аж целую книгу о том, что стрелял в Пушкина вовсе не Дантес, а императорский снайпер из-за кустов. И там тоже приводилась куча доказательств тому.



полная версия страницы