Форум » Актеры и создатели фильма » Светлана Дружинина - Женщина, Актриса, Режиссер » Ответить

Светлана Дружинина - Женщина, Актриса, Режиссер

Ирина: Светлана Дружинина В 1955 окончила хореографическое училище ГАБТа, в 1960 — актерский факультет (мастерская О. Пыжовой и Б. Бибикова), в 1968 — режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская И. Таланкина). Народная артистка РФ (2001). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). ВКонтакте В Instagram Официальный сайт Фильмография

Ответов - 192, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Elenka: Просто глянула фото этого нижнего теремного дворца, и они мне напомнили интерьерами как раз комнату Софьи. А чего ж там еще могли снимать?

Писарь: Elenka пишет: А чего ж там еще могли снимать? А уж это Вам виднее, сударыни москвички! Мне, например, не дает покоя место, где снимали аустерию с котенком. Есть мнение, что это снималось все-таки не в Питере, а в Москве. Может быть, и там, в Кремле.

Писарь: Наткнулся на еще одно интервью Светланы Сергеевны. Не припомню, было ли у нас. Жутко древнее, но содержательное (про баньку да бутылочку водки, запрятанную в сугроб - впечатлило! ). Актриса, сценарист, режиссер Светлана Дружинина: «В «Гардемаринах» нет ни всхлипа, ни вздоха Сергея Жигунова. Все сделал за него Олег Меньшиков… » Владимир ГРОМОВ «ФАКТЫ» 15.10.2003 Пообщаться со Светланой Дружининой нам удалось на Южном берегу Крыма, куда известный режиссер привезла свою новую картину из серии «Тайны дворцовых переворотов» -- «Вторая жена императора». На фестивале продюсерского кино «Кино-Ялта» картина получила специальный приз: красивая картинка, превосходный актерский состав, блистательная игра… С легкой руки Дружининой на отечественном кинонебосклоне загорелось немало звезд. Дмитрий Харатьян называет ее своей творческой крестной мамой. Для большинства же зрителей она -- «мама гардемаринов». Светлана Сергеевна -- очаровательная женщина, интересный собеседник и невероятная модница. Кокетничая и растягивая слова, она любит пофилософствовать. За ее мягкостью и улыбчивостью скрывается нордический характер. Звание «железной леди российского кинематографа» подходит ей, как никому другому. -- Светлана Сергеевна, признайтесь, у Дружининой-режиссера любимчики есть? -- Я люблю актеров, потому что сама побывала в их шкуре. Актеры -- сукины дети. Это сказала не я -- Станиславский! Очень точное определение (улыбается). -- Вы часто употребляете крепкое словцо на площадке? -- Очень редко. У меня достаточно интеллигентная группа. Много женщин -- нужно выдерживать большие перегрузки, мужики ведь намного слабее. Не матерюсь, и если вдруг вырывается словцо, прошу прощения. В группе все работают на артиста. Правда, если артист этого не понимает и начинает безобразничать, мы договариваемся -- и так его… -- Приходилось звездность обламывать? -- Был у меня такой артист -- Жигунов, с которым я здороваюсь, но дружить уже никогда не буду. Говорят, он хочет со мной общаться, сниматься, более того, он сейчас будет в Думе заведовать кино, но я с ним мириться не собираюсь (смеется). Он непорядочный человек. Мы его взяли из «отвала» -- его же исключили из «Щуки» за профнепригодность и дурное поведение. Нужно отдать ему должное, он хорошо работал, но потом зазвездел. Начал рассказывать, что снимался в 13 фильмах, до и вообще при чем тут Дружинина… Я его ту-у-ут же в третьей части заменила другим актером. После первых четырех серий пришлось отказаться и от Шевелькова. Не люблю, когда артисты опаздывают, являются на съемки, не зная текста. Шевельков не знал текста песен, которые целыми днями должен был слушать по плейеру. Очень мешал и комплексовал. Как оказалось, Шевельков -- довольно посредственный артист. Кстати, и Жигунов, и Шевельков недоброжелательно относились к Диме Харатьяну, взяв его, как говорится, в коробочку, хотя он один вытаскивал всех. Как только возникали сложности, я выставляла Харатьяна на крупные планы. Сложные отношения на съемочной площадке очень мешали. Всего Шевелькова переозвучивал другой артист. Героя Жигунова Сашу Белова озвучивал Олег Меньшиков, который очень хотел сыграть эту роль. У него были самые лучшие пробы, но под Меньшикова я не смогла собрать ансамбль. На роль Белова мне нужен был эдакий добрый молодец с голубыми глазами -- кровь с молоком. Так что в «Гардемаринах» нет ни всхлипа, ни вздоха Жигунова. Все сделал за него Меньшиков. В роли Алеши Корсака начинал работать Юрочка Мороз, сыгравший Тони в «Принцессе цирка», но он был жутко зажат, да и пробы оказались плохие. Харатьяна нашли случайно. Когда мы готовились к работе над «Гардемаринами», мой муж только вернулся со съемок мексиканского фильма «Надежда» (»Эсперанто»). «Знаешь, там такой молодой талантливый мальчишка сыграл, -- сказал Анатолий. -- Давай его попробуем. У него есть свои слабости, но парень хороший». Попробовали. Подошел. Кстати, знаете, самое забавное, что Дима Харатьян до сих пор ЖУТКО боится лошадей, хотя у него было множество сцен с верховой ездой. Дима собирает всю свою волю в кулак, включает мужское самолюбие и, скрипя зубами -- вперед. А вот Саша Домогаров так научился скакать на лошади, что его пригласили в Польшу на роль в «Огнем и мечом» Ежи Гофмана. Кстати, лошади -- моя страсть с детства. Запах конюшни -- это ЧТО-ТО! У меня во всех фильмах есть лошади. Они меня любят… Мы с ними на «ты». Видишь у меня на груди кулончик в виде лошадки (показывает забавную подвеску в виде скакуна. -- В. Г. ). Мне его подарили наши каскадеры со словами: «Светлана Сергеевна, принимаем вас в наш цех!» -- Лучше бы живую коняшку подарили… -- И что я с ней делать буду (смеется)? У меня нет возможности держать лошадь под Москвой. Кинематографисты -- народ небогатый. -- Но начинали-то вы с актерского ремесла… -- У меня на самом деле три профессии. Ведь я еще и профессиональная балерина. Закончила хореографическое училище при Большом театре. Моим сокурсником был знаменитый Марис Лиепа. Дружу до сих пор с его детьми Андрисом и Илзе. Позже меня на три курса учились Катюша Максимова и Володя Васильев. Училище находилось рядом с театром, мы танцевали на сцене Большого. 9 лет -- колоссальная практика. Слава Богу, что из бандитского района, Марьиной рощи, Господь вывел меня в люди. Говорухин ведь не выдумал банду Черная кошка из «Места встречи… » Как Саша Абдулов называет себя «мальчик из Ферганы», так и я могу спокойно говорить, что «я -- девочка из Марьиной рощи». Мы, кстати, с ним так друг друга и величаем. -- Ваши родители были творческими людьми? -- Мама у меня учительница, папа шофер, погиб на фронте под Смоленском. Я с детства была очень подвижным ребенком. Творчество из меня поперло наружу гораздо раньше, чем я поступила в балетное училище. Иногда шучу, что у меня три с половиной специальности -- я ведь год проучилась в цирке. Это была моя первая полупрофессия. Как только цирк вернулся из эвакуации, объявили набор. Он проходил на манеже старого цирка на Цветном бульваре. Помню, объявление о приеме было написано чернильным карандашом. Бумажка висела за стеклом на доске объявлений рядом с выцветшими любительскими черно-белыми фотографиями великого Карандаша с собакой Кляксой. Увидев объявление, я сразу загорелась. В объявлении была приписка: «Форма для поступления: майка -- белая, трусы -- черные, ноги -- чистые!» (Смеется. ) Так вот, мама привела меня, лысую (нас всех тогда в школе стригли под машинку, чтобы не было вшей) 10-летнюю девочку на манеж. Когда до меня дошла очередь, спросили: «Как тебя зовут, мальчик?» Я была тощая, масенькая, ноги росли прямо от горла. Я обиженно сказала: «Я не мальчик, а девочка, и зовут меня Светлана!» От природы я была очень гибкой -- меня звали «девочка-каучук» -- и поступила. Год проучилась, должна была стать наездницей. Но, видно, Богу было угодно, чтобы я попала в хореографическое училище. Господь вообще меня ведет: за макушечку взял и перенес на самый Олимп. -- Светлана Сергеевна, вы в превосходной форме. Диеты, небось, как и все балетные, придерживались? -- А как же?! У меня, как у всех девиц, в 12--13 лет начала формироваться конституция -- расти кости, грудь, бедра. Страшное дело! Мы, защипывая, оттягивали от своего тощего, плоского тела кусок кожи, думая: «Как мне от этого избавиться?!» У каждой были свои тайны, как избавиться от, как нам тогда казалось, лишнего веса. Недалеко от нашего училища с одной стороны находились Сандуновские бани, с другой -- Центральные. С тех пор у меня страсть к баням. Мой загородный дом под Москвой строили с учетом места для бани. Баня лечит, успокаивает, расслабляет. Когда у нас в семье разлад, ссоримся -- топим баньку… А если это зимой, выбежишь на снежок, а в снежке бутылочка водочки хорошей спрятана, камин горит, свечечки зажжешь -- чувствуешь такое умиротворение… -- Как же после балета попали в актрисы? -- Из-за травмы ноги я не защитила диплом в хореографическом училище, но мне доверили вести выпускной вечер. Я снимала гипс, выходила на сцену, объявляла, возвращалась за кулисы и снова его надевала. Выпускной показывали в прямом эфире. Когда я вернулась вечером домой, бабушка мне сказала: «Света, тебе звонили с телевидения». Так я и стала диктором Центрального телевидения. И целое лето 55-го проработала на ТВ. Тогда только начинались в прямом эфире КВНы, и несколько первых программ я вела с Мишей Державиным. Мы были очень похожи, и нас часто спрашивали, не брат ли мы и сестра. Потом меня по телевизору увидел Самсон Самсонов и пригласил на главную роль в фильме «За витриной универмага». И там, на съемках, я поняла, что есть профессия, о которой можно только мечтать, -- режиссура. Но мне было 19 лет, головочка хорошо работала, я понимала, что это профессия зрелых людей. И сознательно пошла во ВГИК на актерский, хотя знала, что буду режиссером. После актерского отработала три года и поступила на режиссерский. С трудом верится, что эта жизнерадостная женщина уже трижды бабушка. Старший внук Данила с 7 месяцев живет с бабушкой и дедушкой. Старший сын Светланы Сергеевны погиб, а два года назад умерла невестка. Младший сын Дружининой, Михаил Мукасей, пошел по стопам родителей и стал модным российским клипмейкером. Супруг Светланы Сергеевны -- известный оператор Анатолий Мукасей. Кроме фильмов жены, он снял «Берегись автомобиля», «Большую перемену», «Чучело», «По семейным обстоятельствам»… -- Вы с мужем как познакомились? -- Это полумифическая ситуация. Его родители -- разведчики. Причем очень известные во внешней разведке. Они работали с Зорге, Абелем. Как-то они приехали в Союз в отпуск. Естественно, были засекречены, поэтому их поселили на даче Сталина на Кавказе. Туда привезли фильм «За витриной универмага», который еще не был в прокате… Мама сказала: «Ой, какая девушка! Бьют!» (Обаяшка. ) Сын, тогда еще десятиклассник, спросил: «Хочешь, чтобы у меня была такая жена? Она будет моей женой!» (Смеется. ) Потом Толик поступил в институт. Он оператор от бога, очевидно, весь в отца, которому приходилось как разведчику много снимать. Мы познакомились на баскетбольной площадке, Толик великолепно играл в баскетбол, был капитаном мужской команды, я -- женской. Нас так и звали: два капитана. Сначала подружились, а на третьем курсе поженились. -- Чем же он вас взял? Цветами, подарками? -- Нет. Даже предложение не он мне делал, а его родители (смеется). Мы собирались пожениться только тогда, когда Толик начнет зарабатывать. Ему ведь стипендию не давали -- он считался сыном обеспеченных родителей. Поэтому все наши посиделки были на мои деньги. Все было очень просто. Кафе «Красный мак», «Метрополь». За пять рублей покупали бутылку шампанского и две порции мороженого -- счастье было невероятное. Как-то родители, приехав, познакомились со мной, а однажды Толя пришел и сказал: «Знаешь что, давай поженимся. Родители предложили, чтобы я на тебе женился!» Так романтично и родилась наша семья, мы уже 45 лет вместе. Толя -- добрый и веселый. Все женщины под его крылышком расцветают -- любят сниматься у оператора Мукасея. Гундарева особенно -- дай Бог ей здоровья. Мы с Наташей работали в «Дульсинее Тобосской». -- Говорят, у Гундаревой сложный характер… -- Мы с ней дружим. А у Люси Гурченко, что, простой характер? Ничего -- нормально работаем. Конечно, легче работать с такими профессионалами, как Иннокентий Смоктуновский, Коля Еременко, Владислав Стрижельчик, Евгений Евстигнеев. Им не надо было завоевывать место под солнцем. Первая роль Дружининой в кино -- Соня Божко в фильме «За витриной универмага», но известность принесли ей две другие героини -- Лариса из «Дела было в Пенькове» Станислава Ростоцкого и Анфиса из лирической комедии «Девчата». -- Светлана Сергеевна, стерву Анфиску пришлось играть, или просто коней отпустили? -- В каждом ведь человеке твари по паре (улыбается). Нужно просто порыться в своих кладовых. А вообще-то она не такая уж стерва. Я и сама ужасно не люблю таких людей, как героиня Нади Румянцевой. Комсомолка, активистка, правильная. Анфиску интересно было играть. Правда, из фильма столько сцен вырезали, когда я колготки меряю, ножки и ручки эротично массажирую, в общем, все, что посчитали слишком откровенным. -- Сыграв всего несколько ролей, просто было расстаться с актерством? Не хотелось еще сняться? -- Родился первый сын, я училась в институте, потом родился второй. А вообще в каждой картине режиссера Дружининой есть роль для актрисы Дружининой. И всякий раз я сама себе отказываю. К примеру, в «Гардемарины, вперед!» роль матери Ягужинской, Анны Бестужевой, я специально написала под себя. Были фотопробы, меня утвердил худсовет (смеется). Даже шикарный наряд сшили. Такая хорошая роль… Мы приехали на площадку, и когда я представила, как в роскошном наряде, с кринолином, в парике, с наклеенными ресницами буду рыдать, а потом бежать к камере (я всегда смотрю в камеру)… И поняла, что это будет самая настоящая клоунада. Приехала на студию после репетиции, посадила перед собой художницу по костюмам, чтобы она не упала, и сказала: «Завтра эту роль будет играть другая актриса». В течение часа нашли Нели Пшенную, у которой моя фактура, все подошло, и мы без проб ее сняли. Очень трудно самому сниматься, будучи режиссером. Рязанов, к примеру, не играет -- то сидит, то спит… Пожалуй, только Никита Михалков везде поспевает. Даже Коля Губенко не смог хорошо сняться в собственной картине. Мне не нужны эти роли -- я их и так проигрываю дома, в ванной. Пою, кричу, плачу. Смотрю в зеркало и говорю себе: «Не верю!» http://fakty.ua/73668-aktrisa-scenarist-rezhisser-svetlana-druzhinina-quot-v-quot-gardemarinah-quot-net-ni-vshlipa-ni-vzdoha-sergeya-zhigunova-vse-sdelal-za-nego-oleg-menshikov-quot?logout=1


Корсак: Писарь, читал)) В "Комсомолке", правда, там статья была про Олега Меньшикова, в честь какой-то его даты, и вот выдержки были из этого интервью.

Таня Ягужинская: Лютаеву с Шевельковым тоже переозвучили...обидно. Получается что в фильме их игра только наполовину...

Евгения 21: Очень жаль, что у них такие отношения между собой... Харатьян с Жигуновым поссорились из-за какой-то ерунды, никик не помирятся. И Шевельков со Светланой Сергеевной тоже в плохих отношениях. Я еще ни разу не слышала, чтобы он хорошо о Гардемаринах отзывался. Сплошной негатив...

МариНика: Да какая уже теперь разница, что потом было, главное - фильм вышел на ура.

Ангелика: МариНика пишет: главное - фильм вышел на ура. Верно!!!

Таня Ягужинская: МариНика пишет: Да какая уже теперь разница, что потом было, главное - фильм вышел на ура. Это радует! И главное не смотря ни на что мы его любим))

Косой черт: Очень нравится "Принцесса цирка", очень там нравится Князь которого сыгра Николай Трофимов и Пеликан -Владимир Басов, очень нравятся песни особенно "Эй гусар!" и "Девушки в трико", а так же песня Мари и Тони и "Жизнь ушла на винегреты...". Очень была рада увидеть там Владимира Яковлевичв Балона... Так же совсем недавно посмотрела "Сватовство гусара", очень понравилась сцена в которой Боярский приходит под видом Грузинского князя, а так же там очень нравятся песни.))

Евгения Бервальд: Косой черт пишет: Очень была рада увидеть там Владимира Яковлевичв Балона О да! Красавец-гусарский ротмистр, такой душка! Косой черт пишет: "Эй гусар!" А, моя любимая! Вообще Владимир Яковлевич там настоящий орел! Впрочем, как всегда!

Алёнка: Косой черт пишет: "Жизнь ушла на винегреты..." Люблю эту песню) как и сам фильм. «Пеликанчик, дай стаканчик!»

ИогАнна: Видеосюжет показан вчера на канале Вести 24 http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=434804 http://www.vesti.ru/doc.html?id=857883 Фильм Светланы Дружининой расскажет о дворцовых тайнах "галантного века" 25.07.2012 07:15 Автор: Полина Ольденбург Режиссер Светлана Дружинина закончила съемки нового фильма о дворцовых переворотах. Кинокартина "Два рыцаря или охота на принцессу" рассказывает о юности императрицы Анны Леопольдовны. В новом фильме Светланы Дружининой "Два рыцаря или охота на принцессу" Анна Терехова сыграла фрейлину юной принцессы Анны Леопольдовны. Героиню Тереховой подозревают в заговоре и жестоко пытают. В студии звукозаписи актриса выкладывается не меньше, чем на съемочной площадке. Русская Императрица Анна Иоанновна бездетна. Она возлагает на племянницу Анну Леопольдовну обязательство — родить сына, который станет наследником российского престола. Среди главных претендентов на руку молоденькой Анны — два вельможи: совсем юный и умудренный опытом. Их играют отец и сын Домогаровы. Светлана Дружинина считает, что ей очень подходит фамилия. Ведь дружить с людьми и открывать новые имена – это ее особый дар. Вот и нынче в главной роли — не актриса, а студентка факультета международной журналистики МГИМО Снежана Полежаева. Сценарий режиссер писала сама, вдохновляясь классическим трудом дореволюционного историка Сергея Соловьева. Полный интриг галантный восемнадцатый век особенно привлекает Дружинину. Ведь это эпоха блистательных русских императриц. "Каким-то образом они, неготовые к правлению, смогли удержать власть и не упустить государство", – восхищается Дружинина. Озвучивание — не менее тяжелый этап, чем сами съемки. Дружинина настолько поглощена процессом, что забывает об обедах и ужинах. В результате она уже похудела на несколько размеров. "Вот сейчас у меня тот самый вес, который я хочу удержать", – комментирует автор фильма. Работы впереди еще много. Но в этом году, обещает режиссер, картина "Два рыцаря или охота на принцессу" будет закончена.

Акча: ИогАнна Анечка, спасибо большое! Какая же у нас СС-ей-Богу... И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет... А выглядит! А энергетика! И, что примечательно, ищет и ищет новые таланты...

Мазурек: Не стреляйте в пианиста, но мне и "Виват, Анна Иоанновна" понравился.) А так - из "Тайн" - "Падение Голиафа", пожалуй, больше всех.

Мазурек: Присоединяюсь к восторгам в адрес гусарского ротмистра из "Принцессы цирка".))

ИогАнна: http://tverlife.ru/news/28775.html Мария СПИРИДОНОВА 11 июня 10:39 Светлана Дружинина: «Женщины вытащили Россию из века XVIII в век XIX» В Успенской церкви снимается кино 2 фото Фото: Архив "ТЖ" В в селе Завидово Твер-ской области прошли съемки исторического фильма «Два рыцаря, или Охота на принцессу». Режиссер и сценарист картины Светлана Дружинина, всесоюзную известность которой принесли ее «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!», последние пятнадцать лет работает над грандиозным проектом – 25-серийной историко-приключенческой эпопеей «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», часть которой отснята и представлена зрителям. Последняя лента режиссера Дружининой «Виват, Анна Иоанновна!» снималась в усадьбе Кусково и Грановитой палате Кремля. Нынешнее место съемки тоже не так уж обыденно – Успенская церковь, украшение Завидова, непростой сельский храм. Он был построен в начале XVII века, и принимал в этом личное участие Арсений Элассонский, архиепископ при Архангельском соборе Московского Кремля, владевший Завидов-ской волостью. – Отец Валерий, настоятель храма, дал нам возможность снимать здесь, – отвечает Светлана Дружинина, – за что я ему очень благодарна. Такого храма я больше нигде не видела, даже в Москве. Здесь остались, так сказать, непорочные предметы из других столетий, и это чувствуется. Храм полон людей. Слева от алтаря недалеко от входа расположилась за режиссерским пультом Светлана Дружинина, напротив, в свете прожекторов, в центре всеобщего внимания самое главное – объект съемки. Вроде обычное дело, приходилось присутствовать при этом: актеры, массовка, операторы, гримеры, осветители и прочий киношный народ, стоп – камера – дубль. Но здесь так слаженно работают и так на удивление тихо, а атмосфера даже благоговейная, и женщины, если не в исторических нарядах, то в платках. Как всегда, в картинах Светланы Дружининой заняты артисты, которых принято называть звездами театра и кино: Владимир Ильин (играет Андрея Остермана), Максим Щеголев (певчий Алексей Разумовский), Екатерина Никитина (Елизавета Петровна), Наталья Егорова (Анна Иоанновна). Только в роли Анны Леопольдовны дебютируют Снежана Полежаева. У церковной ограды ждут команды тридцать гвардейцев, а на скамейке расположились певчие, не актеры – настоящие певчие из московского храма. Все серьезно. Съемки в Завидове продлятся два дня. Что потом? И когда завершится работа? – Ну, это всегда трудно сказать, – говорит Светлана Сергеевна, – это как если машина идет из пункта А в пункт Б, а водитель не раскрывает маршрут. Есть план, есть лето. Перевороты и вообще все события этого фильма происходили летом, поэтому все надо сделать сейчас. Отсняв эпизод в Завидове, я потороплюсь в Петербург – там белые ночи, и, значит, можно снимать допоздна. Работа продолжится в Петергофе, где я всегда снимаю, начиная с «Гардемаринов» и кончая этим фильмом, и Ораниенбауме. Виват, женщины! – Светлана Сергеевна, скажите, пожалуйста, о чем фильм? – Фильм называется «Два рыцаря, или Охота на принцессу». Это продолжение большого кинопроекта «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». В 1725 году, со смертью великого Петра, вследствие отсутствия закона о престолонаследии наступают смутные времена. Именно этот период нас интересовал. Как ни странно, на российский престол одна за другой вступали женщины, совершенно к этому не готовые. На месте императора оказались императрицы, и тогда к российскому престолу потянулись авантюристы всех мастей и национальностей. Ведь это было так легко – войти к ним в будуар в запыленных сапогах, а выйти оттуда в туфлях с бриллиантовыми пряжками. Что случилось – то ли воля Божья, то ли женская интуиция помогла, но ни одна из них, несмотря на свою неподготовленность, не допустила всех этих авантюристов к решению государственных задач. Так или иначе, может быть, коряво, замедленно, но они принимали решения в пользу государства Российского. Вот, собственно говоря, об этом кино. И предыдущий фильм, который я советую вам посмотреть, – «Виват, Анна!» – будет скорее всего идти 12 июня, в День единства России, – описывает, как «верховники», в том числе Голицын и Долгорукий, пытались ограничить царскую власть парламентом, подобным шведскому. Анна Иоанновна через страх, через сомнения, проявив все-таки романовский характер, разрывает Кондиции, которые декларировали ограничение ее власти. На Руси, как и раньше, сохранилась полная власть императора. – Над каким эпизодом вы работали сегодня? – Идет 1736 год, шестой год десятилетнего царствования Анны Иоанновны. Событие, которое мы сейчас снимаем, не прочитывается в исторических хрониках: Анна Иоанновна, боясь за себя, за будущее России и за семейство Бирона, решила отдать трон тому, кого породит чрево ее племянницы Анны Леопольдовны. Шла мучительная, грязная, некрасивая борьба, потому что чрево это обещало царство. В угоду политическим интересам она венчается с принцем Антоном Ульрихом, только для того, чтобы Россия могла остаться в дружбе с Австрией, а Австрия противостояла Турции… ну, тут уже надо разбираться в истории, и я не буду об этом подробно говорить. – Женщина и власть – это, получается, ваша тема? Так случайно сложилось? – Нет, не совсем случайно. Во время работы над сценариями «Гардемаринов» Юрий Маркович Нагибин привил мне любовь к истории, по крайней мере, обнаружил и сформировал ее. Никогда не забуду его фразу: «Какие бабы на Руси были! Как они мощно вырвали век восемнадцатый в век девятнадцатый! И что там все говорят: «Ах, Екатерина Вторая!..» А ведь Екатерина, проявив удивительную волю, завоевала Крым. А мы его потеряли – никуда не денешься, факт есть факт. – А кто из женщин во власти вам больше нравится? – Все нравятся. У каждой свои прекрасности, и у каждой свои недостатки. Они все были и женами, и любовницами, и мамами, и бабушками, и у каждой своя мучительная жизнь между обязанностями, долгом и любовью, страстью – всем земным, что им было присуще. – Почему вы отдаете предпочтение именно XVIII веку, женскому веку в российской политике? – Мне кажется, что женщина более убедительно и более подробно расскажет о том, что происходило с женщиной, тем более в экстремальной ситуации процесса ее выбора. – А если сравнить ту эпоху с нынешней с этой точки зрения? – Знаете, очень трудно конкретно говорить об этом – лицом к лицу лица не увидать. Могу сказать только, что сейчас начинается некое прозрение. В России еще не так, как в Европе, женщины зашевелились, стали занимать свои места. И это не случайно. Не все мужчины смогли преодолеть пятнадцатилетие безработицы, шараханья, всяких сложностей. Сейчас, как и всегда бывало на Руси, женщины выходят вперед и встают рядом со своими мужчинами, со своими семьями. Россия всегда отличалась очень ярко выраженной соборностью, которая в первую очередь отражается в семье – а какова семья, таково и государство. Семья держится на четырех основах: дружба, терпение, взаимопонимание, любовь. Очень многие на Западе недоумевают, как могут наши женщины так самоотверженно, так жертвенно трудиться, заботиться и о мужьях, и о государстве. Наше православное христианство жертвенно, этим оно разительно отличается от западного. – Если бы в России президентом вдруг стала женщина? Как вы это видите? – Я не знаю, какой будет на Руси женщина-президент, я знаю, как царили женщины – это у них получалось. Они вытащили Россию из века восемнадцатого в век девятнадцатый.

Ангелика: Аня, спасибо интересное интервью!

ИогАнна: Интервью журналу "Жить хорошо", г. Калуга, 05.03.2011 http://jhorosho.ru/interv-yu/lichnost/svetlana-druzhinina-vsyo-ne-sluchajno/ Светлана Дружинина – режиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств, народная артистка России, «мама» прославленных «Гардемаринов». Глядя на эту женщину, в голову приходит фраза из другого известного фильма: «Одна мужа любит, одна готовит, одна детей воспитывает, одна убирает… И это все одна?! Тяжело…» Благодаря телерадиокомпании «НИКА» мы получиливозможность лично пообщаться со Светланой Сергеевной, которая в рамках Международного кинофестиваля «Встреча» привезла в Калугу свою последнюю картину «Виват, Анна!» – Светлана Сергеевна, почему вы приняли приглашение приехать в Калугу со своим фильмом «Виват, Анна»? – Я не первый раз в Калуге, уже приезжала сюда, и благодарна, когда меня к вам приглашают. Здесь потрясающе, губернатор ваш–замечательный человек, атмосфера очень теплая. Я отношусь к вашему Калужскому краю с большим трепетом. У вас намоленная земля, много монастырей… – Вы всю жизнь снимаете серьезные исторические картины. Насколько сегодня интересны такие фильмы прокатчикам? – Ситуация в прокате у нас действительно непростая. Фильмы из цикла «Тайны дворцовых переворотов» – история нашей страны. А молодежь истории не знает. Кинопрокатчики сегодня считают зрителя дебилом, а им нужно как раз собрать побольше зрителей и денег. Поэтому в прокат идет «Самый лучший фильм» и подобное… Хотя я уверена, что если бы картина «Виват, Анна» шла в прокате, она имела бы огромный успех. И мы собрали бы хотя бы затраченные средства, несчастный один миллион долларов. Мы тратим на такую картину лишь миллион. «Обитаемый остров» у Федора Бондарчука стоит тридцать девять миллионов, у Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» – сорок пять. А у нас один миллион бюджетных денег. Кстати, была потрясающая премьера «Виват, Анна» в Пушкинском! И народу полно было без всякой рекламы! Были раскуплены все билеты даже на галёрке. – Светлана Сергеевна, а ваши фильмы можно смотреть именно как пособие к учебнику истории? Там ведь факты не изменены исторически. Это удобней даже… – У нас уже есть такая идея. Из цикла «Тайны дворцовых переворотов» можно будет сделать потом очень хороший телесериал, для того, чтобы можно было обучать школьников по этим телефильмам. И это поможет очень многим мальчишкам и девчонкам, которые трудно воспринимают букву. А здесь все собрано визуально–это проще, доходчивее и понятней. – К вам историки претензий не предъявляют? – Ни разу, ни к одной картине. Со времен «Гардемаринов» ни одного опровержения со стороны ученых я не получала. Для многих историков плюс или минус пятьдесят лет – ничего не значит. А я скрупулезно иду во времени, точно и тщательно работаю с историческими документами. Другое дело, что все это облечено в художественную форму, но с исторической точки зрения все по-настоящему. – А вам не хочется взяться за современную тему? – Нет, это не моё. Моим дебютом – курсовой работой, которая потом стала дипломом, – была современная повесть Виктора Лихоносова «Зинка». Сценарий писал Борис Можаев. Снимались Вика Федорова и Виталий Соломин – это была его первая роль. За эту работу мы получили Премию комсомола – престиж тогда невероятный. А потом уже я пошла по историческим картинам – и всё. У меня такой вкус – очень нравится снимать время. После дебюта было очень много предложений. «Москва слезам не верит» – мне предлагали этот сценарий, я отказалась. Мне это было неинтересно. Это не моя работа, у меня она другая. И другая ниша, в которой мне удобно. – А из того, что сегодня снимают на современную тему, вам что-то нравится? – Очень много непрофессионального кино! Я же вижу, когда фильм снят качественно, а когда нет. Но массового зрителя к этому приучили, подсадили на эту иглу. Из режиссеров я очень люблю Колю Лебедева, который снял «Звезду», я считаю его одним из лучших молодых режиссеров. Из сегодняшних фильмов очень многое вообще за гранью, я этого не смотрю, потому что и так знаю, что там. – Вот вы снимались в «Девчатах», например, а сейчас этот фильм пересматриваете? Я почему спрашиваю – у каждого из нас есть фильмы любимые. Вы для души что смотрите? – Я вам так скажу – когда начинаются «Девчата», я, находясь в другой комнате, могу по шагам, по стуку двери узнать, какая сейчас картинка на экране. А насчет фильмов… «Ирония судьба» первая – потрясающая картина. Вторая часть не такая. Еще я очень люблю «Берегись автомобиля». Считаю, что это лучший фильм Эльдара Рязанова и одна из лучших ролей Смоктуновского. Мне очень нравится «Дело было в Пенькове», потому что это лучшая роль Славы Тихонова, он всегда об этом говорил. Но «Девчата» – она такая живая! Она мне позволяла кормить моих детей. Потому что можно было прийти в магазин и сказать: «Шляпу так не носят» – и сразу давали курицу, колбасу… – Почти все свои фильмы вы сделали с оператором-постановщиком Анатолием Мукасеем, с которым состоите в счастливом браке всю жизнь. У вас не бывает творческих разногласий в семье? – Мы иногда дико скандалим, но только по рабочим вопросам! Без обид и оскорблений, никогда не переходим на личности. А вообще я могу сказать, что мне некогда ссориться, у нас нет времени для ссор. И если они бывают, то действительно только творческие. Если иногда и выясняем отношения, то это ни в коем случае не «ты дурак» или «я дурак», а как нужно было поставить кадр. – Вы с Анатолием Михайловичем столько лет вместе – на чем, по-вашему, держится семья? – Самое главное – простить, принять, понять. Говорят «консенсус», но вообще есть русское слово – жертвенность. На этом держится семья. Сергей Радонежский, игумен Всея Руси, говорил: сильная семья – сильное государство. И держится она на терпении, взаимопонимании, умении прощать, дружбе. А все вместе –это и есть любовь. Такова она в моем понимании. Я все время говорю об этом молодым. – Кстати, о молодых. Ваши внуки не называют вас с мужем бабушкой и дедушкой, почему? – Они с самого начала нас стали называть Света и Толя. И не потому, что кто-то молодится, просто так повелось. Я помню, как внук Данила меня первый раз Светой назвал. Он был еще совсем маленький и передвигался по квартире на ноге Анатолия Михайловича.Он становился ему на стопу, обнимал руками за коленку, смотрел на Толю снизу вверх, и так они ходили по дому. И вдруг однажды Толя что-то мне из другой комнаты кричал, а я не слышала, была занята. И тут я слышу на всю квартиру крик Данилы: «Света!» – с точной интонацией Толи. И всё, с этого момента я – Света. Из внуков меня никто не называет бабушкой, а я их этому и не учу. – Светлана Сергеевна, вы человек верующий? – Я всегда говорю «идущий, стремящийся к вере». Вероятно, здесь существует какая-то генетика. Мой дед – священник, мой папа тоже должен был стать священником, но началась революция, и поэтому моя мама, будучи комсомолкой, его просто спасла, устроив на работу водителем. И я ничего не знала про эти корни. Лишь только когда я получила паспорт, мама мне показала фотографию деда, потому что тогда я была уже большая и понимала, что говорить об этом не следует. В вопросе приобщения к вере немалую роль сыграла и балетная школа, где я училась. Ведь балерины еще тех больших театров, императорских, – они все были верующими. У всех где-то был запрятан крестик, который нельзя было тогда носить, перед выходом на сцену они молились. Поэтому мы еще там были неосознанно верующими людьми. Просто мы знали, что есть что-то, что помогает. И потом уже, когда началась взрослая жизнь, осознание веры, конечно, пришло. Я ведь даже сыновей своих крестила, когда в Москве это все было запрещено. Случай вообще был невероятный. Я специально уезжала на Пицунду, потому что в Сухуми огромная церковь православнохристианская, и там все крестили своих детей. И это было испытание. Мне попал в уши золотистый стафилококк, началась дикая температура, и я оглохла. И выехать в Сухуми я не могла до самого последнего дня пребывания на Пицунде. Но не поехать было нельзя. И в самый последний день мы с мальчишками сели в поезд до Сухуми и поехали. У меня температура, я ничего не слышу, с собой только два огромных полотенца. Мы доехали до Сухуми, подняли руку – к нам подъехало такси. Мужчина-кавказец спрашивает: «Вам куда?» Я ответила, что везу своих детей в главный храм Сухуми. Он отвез нас, а храм в этот день оказался закрыт! И написано, что он работает гдето в горах. А еще дождь льет, гром, я болею, дети мокрые все, денег мало… И таксист нам говорит: «Я вас туда отвезу». Мы приехали в горы, там был маленький храм, и уже шло крещение какой-то семьи. Вышел батюшка, видит, что у нас ужасное положение, крестных нет, только два полотенца с собой, а завтра я уезжаю в Москву, и там будет все это невозможно. И вот те люди, которые крестили своих детей, стали крестными моих. Вот так я совершенно невероятно крестила своих детей, просто чудом. – А сегодня что значит вера в вашей жизни? – Вы знаете, вообще все, что я в жизни делаю, все, что у меня получается, делается с Божьей помощью. Все не случайно, я абсолютно в этом уверена, все от Бога. Иначе давно бы чтонибудь ужасающее произошло. – Почему? – Потому что жизнь очень часто, с самого детства, была на грани фола. Во время войны мы с мамой были эвакуированы под Сталинград, на станцию Арчида. Мама каждую ночь ходила на электростанцию, где она давала свет на элеватор ижелезнодорожную станцию. И каждый день были массированные налеты немцев. – Вам было страшно? – Ужас! Я знаю, что такое белый ужас. Это когда все немеет! И не можете двинуть ни пальцами, ни ногой, ни мозгами–ничем. У нас был двухэтажный маленький домик, и мама меня на втором этаже прятала. Везде был лед, она набрасывала на меня одеяла, матрасы–все, что было в доме, у меня всегда на руке была бирочка, как у младенцев в роддомах, где были написаны мои данные… И она уходила давать свет. А они начинали бомбить. Это был страшный гул, который все время приближался, воздух вибрировал. Днем это выглядело так: черный горизонт, черная полоска. Она, постепенно приближаясь, начинает сереть и превращаться в маленькие крестики – это самолетики. А потом из них сыпется горох. И однажды я не выдержала и побежала к маме. По дороге я провалилась в воронку. Там был какой-то человек, который прятался от бомбежки, и он меня довел до мамы. После этого она всегда брала меня с собой, понимая, что если погибать, то вместе. На электростанции был какой-то агрегат, и он был горячий! Мама еще давала мне телогрейку – это было счастье! Мама рядом, горячая телогрейка, не страшно… Еще я помню просто невероятный случай. Была бомбежка, грохот страшный, и тут мы с мамой видим, что железные двери электростанции «дышат». То есть в них кто-то ломится. Ужас! Мама быстро показала мне место, где были в земляном полу зарыты наши документы, и мы спрятались за тот самый агрегат и ждем. И потом вдруг в дверях появилось дуло. Чье – непонятно. Страшно было ужасно! Въезжает танк, а какой – мы не знаем, нужно ждать, пока не увидим, что на нем нарисовано: звездочка или крест. И поэтому мы ждем, а потом постепенно появляется кусочек красной звезды… Затем нас с мамой отвезли к нашему дому и велели срочно собирать вещи, потому что скоро должны были прийти немцы. Нам с еще двумя семьями дали подводу с двумя лошадьми и сказали, куда ехать, подальше от линии фронта. И мы все поехали – еще две женщины, с ними мальчик и девочка. А мороз был дикий, кругом волки… Страшное дело. Но было весело, хорошо так! Какие-то новые мальчишка и девчонка… – Вы были счастливы тогда? – Да, это было счастливое время! Когда начало темнеть, лошади остановились, дальше не поехали. В ужасе нас родители закрутили в большой-большой ковер – положили «валетом» и завернули. Только головы с разных концов торчали. И я смотрела на небо и думала: «Ой, какие там звезды!» Вообще было весело очень, мы друг другу пятки щекотали… – Ваша жизнь была насыщена различными событиями, при этом вы до сих пор шикарно выглядите. У вас есть какие-то правила красоты? – Правил нет, но могу сказать, что я благодарна балетной школе. Например, могу сказать сразу: раздельное питание – это оттуда. Нам говорили: вот вы садитесь за стол, и перед вами селедочка и винегрет, колбаска и сыр. Лучше брать селедочку и винегрет. И никогда не есть колбаску. А так хочется! Нет, нельзя! Или же вы берете колбаску и винегрет. И вот ты сидишь и думаешь. А потом возьмешь и колбаску, и сыр, и селедочку, и винегрет. В балетной школе нас научили есть все раздельно: или все рыбное за столом, или мясное. И как можно больше овощей. Бабушка мне по утрам варила овсяный кисель по записочкам из балетной школы. Мы все должны были взять карандаш и записать, как его варить. Когда было родительское собрание, у всех спрашивали: «Вы варите детям овсяный кисель?!» Балетная школа вообще очень дисциплинировала. Я вставала в шесть утра, в половине девятого, как, штык нужно было быть в классе. Успеть переодеться, не дай Бог где оторвалась шелковая тесемка – успеть ее пришить… Нас учили вслепую штопать балетные туфли. Кстати, самые лучшие балетные туфли – ношеные. Они должны быть разбитые, мягонькие, иначе сбиваешь все в кровь. Что такое кровавые мозоли – вы вылезаете из туфель, и у вас там все прилипло. И кровавый пот – абсолютно реальное понятие. Когда от напряжения, жары, давления лопаются маленькие сосудики под кожей и выходит кровавый пот. В балете это очень многим знакомо. – С высоты жизненного опыта вы можете сказать, что сейчас знаете о себе всё? – Нет, что вы! Как говорил Сократ, я знаю только то, что я ничего не знаю. Это правда. Ответы на многие вопросы мне до сих пор неизвестны. Наталия Егорова. Фото Анны Большовой и из личного архива Светланы Дружининой

ИогАнна: http://www.rg.ru/2012/12/12/reg-ufo/druzhinina.html "Не позволю сделать ремейк "Гардемаринов" Кино Ксения Бурменко, Волгоград Известная актриса и режиссер Светлана Дружинина презентовала в Волгограде новый фильм цикла "Тайны дворцовых переворотов" - "Два рыцаря, или Охота на принцессу". Об исторических параллелях - Обращаясь к эпохе дворцовых переворотов, я всегда провожу параллели с нашим временем. Я сознательно работаю в истории с давних времен. Для дебюта в режиссерской деятельности мне была предложена картина "Исполнение желаний" по роману Каверина. Это времена первых дней послереволюционной смуты, когда из страны уезжали деятели культуры и искусства, ученые, когда всем несогласным предлагался пароход. Это было безумно интересно! И уже тогда я поняла, что история не бывает новой. Все мы знаем, что история развивается по спирали. Меняется мода, костюмы, но не меняется человек. Если хотите, величины мужчины и женщины остаются постоянными. Эти два компонента и есть развитие цивилизации. Мне 77 лет, и у меня уже есть возможность сравнивать, что происходит в жизни по вертикали. Мне довелось жить в бурные годы перемен. Но человеческая сущность не меняется. Поэтому, работая в истории, я всегда говорю о сегодняшнем дне. Первые картины цикла я люблю больше, они более серьезные. Последние - легче. Продюсеры у меня просили: "дайте интонации "Гардемаринов". Но и те и другие основаны на документах, собранных Владимиром Соловьевым в его многотомной "Истории государства Российского с древнейших времен". Хорошая беллетристика всегда основана на документах. Естественно, каждый государь хотел выглядеть лучше в глазах потомков, чем был на самом деле, и пытался "подтереть" историю. Вот эти белые, "подтертые" пятна истории и есть вожделенный холст для художника. При этом вы не имеете права лгать. Перед вами пустое пространство, через которое вы должны проложить мостик. Нужно понять: почему Меньшиков, Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина Первая, поступили так, а не иначе. И приходит удивительная информация, которая раскрывает сущность мужчины и женщины. И если вы честно все отработали, тогда вы понимаете, что нами руководят человеческие законы и двигают общечеловеческие мотивы. И тогда вы начинаете лучше понимать современность. Когда говорят, что "Путин своих не сдает", - это тоже общечеловеческий закон. Если хотите, общечеловеческие законы - это библейские заповеди. И если бы все государства были построены по принципам заповедей, мы, наверное, жили бы в раю, потому что главная фраза - "да возлюбите друг друга". Мы и так, в общем-то, в раю, если взглянуть на нашу землю с позиций космоса. Только не надо здесь гадить. О любимом фильме - Мой любимый фильм - "Дульсинея Тобосская". После него меня признали мужчины. Позвонил Иннокентий Смоктуновский: "Светлана, могу тебя поздравить - сегодня у тебя появилось большое количество врагов". А надо сказать, что незадолго до этого "Дульсинея" грандиозно провалилась во МХАТе. Вячеслав Невинный сказал: "Ну почему ты меня так не любишь?" Я напряглась. "Я так хотел сыграть Санчо Панса!" Когда я делала этот фильм, Александр Володин спрашивал меня, как пройти монолог Луиса, в котором он говорит, что деревни опустели, крестьяне оставили свои дома, а по дорогам бродят шайки разбойников. Это ключевое место пьесы. Слишком четкая аллегория прослеживалась. И тогда я решила: а мы сделаем шепот. Луис будет говорить этот монолог шепотом и в конце оседлает своего старого мослатого Росинанта и, опираясь на крепкое плечо Дульсинеи, взберется на коня. Никто не обратил внимания на этот монолог. А ведь это был вызов! Это и есть история. А про неприятности на кухне и в фартуке мне, извините, говорить в кино не интересно. О выборе профессии - Я училась в хореографическом училище, по первой профессии я балерина. Это очень сложная профессия. Вместе со мной на курсе учился Марис Лиепа, а на несколько курсов младше - Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Я добиралась в училище на трех трамваях. И не дай бог было опоздать на первый урок! А это был самый сложный и самый важный для танцовщиков урок - классический станок. Нашим педагогом была Мария Алексеевна Кожухова. Она танцевала Кошечку в "Спящей красавице" еще в Императорском театре! Высокая, худая, с огромной папиросой в руках (она курила "Казбек") и огромными серьгами до плеч, серебро с изумрудами, которые оттягивали ей мочки (мы говорили, что "ее уши носят"). Она ждала нас у дверей класса, держа в руках огромную луковицу часов. И стоило ее "брегету" щелкнуть, как двери захлопывались. Прямо перед носом. Мы выли-ныли, но ничего не помогало. Подоконник ближайшего окна был стерт до дерева и отполирован. Потому что опоздавший становился у подоконника и начинал все эти плие, батман... Уже тогда я думала, что балериной не буду. Собиралась честно отработать три года, а потом уйти в балетмейстеры. Перешла с классических на характерные танцы, и это было мне безумно интересно. Но случилась травма, и я попала в кино. Режиссер Самсон Самсонов увидел, как я вела выпускной вечер хореографического училища при Большом театр, и пригласил меня в свою картину "За витриной универмага". И я сразу же влюбилась - боже, какая профессия! Совмещает все: и балет, и цирк, и оперу, и вокал. Все, что я любила и успела попробовать. Я заболела этой профессией. Но понимала тогда, что слишком молода, чтобы быть режиссером... О режиссере - Я очень люблю режиссера Александра Довженко. На мой взгляд, его имя входит в десятку лучших в мировом кинематографе. И когда в Москву приезжали итальянские мастера неореализма, они спрашивали, как у нас могли появиться фильмы Довженко и Марка Донского. Так вот, Довженко говорил: "Есть понятие режиссерский характер", так же как "чеховский голос". Вот у меня режиссерский характер. Этому соответствует много. О знаках Зодиака Я отношусь серьезно к знакам Зодиака. С тех пор, как ученые из Дубны мне сказали: это тысячелетиями собранная информация, переданная, как доминанта момента зачатия. А вот дальше - это уже плохие или хорошие гены, воспитание. Я Стрелец и еще Кабан. Это сумасшедшее сочетание, которое дает мне силы. Я очень люблю сидеть в автомобиле на переднем сидении, мне нужно смотреть вперед, я так отдыхаю - люблю движение стрелы вперед. Не могу работать, сидя лицом к стене - передо мной должны быть простор и небо. Выяснилось, что и пары, и актеры интуитивно подбираются так, что соответствуют друг другу. И либо дружат, либо разбегаются. Мы с мужем живем уже больше 50 лет. Он Лев. Огненный треугольник. И мы дружны. При этом мы по-разному смотрим на вещи, очень резко ссоримся. Но никогда не оскорбляем друг друга. Это что касается доминанты. Но не надо зацикливаться на этом и относиться слишком серьезно, как экстрасенсы. О продолжении "Гардемаринов" - Никогда и никому я не позволю сделать ремейк "Гардемаринов" или снять продолжение. Несколько лет назад один человек попытался выкупить права на имена и фамилии персонажей, талантливыми сценаристами были написаны три варианта сценария. Но все три были отвергнуты - все не то. Кроме Дружининой никто и никогда не сможет это сделать, так как это моя сущность. И мои авторские права. Сама же я возьмусь за продолжение "Гардемаринов" только при условии, что под этот проект будут выделены приличные деньги. "Гардемарины" изначально снимались так, чтобы можно было снять продолжение. И сценарий я написала еще тогда. Это был 1991 год. Распался Советский Союз. О съемках не было и речи. Слава богу, это востребованное кино. Оно будет полностью показано в дни новогодних каникул, а Первый канал пригласил меня на интервью - рассказать, как мы его снимали. В фильме много сцен с лошадьми. Мы их делали на базе Алабинского конного полка. Я отправляла туда служить многих своих актеров. И этим, как выяснилось потом, спасла их от Афгана. В полку служили Федор Бондарчук, Николай Еременко и многие другие известные актеры. Сейчас этот полк расформирован - была вырвана целая страница в истории нашего кинематографа. Я умоляла оставить хотя бы 30 лошадей! Но меня не услышали. И снимать без этого полка исторические фильмы очень сложно. На съемках "Виват, Анна!" привезли лошадей, запрягли в карету, возница ударил кнутом, и они поднялись на дыбы. Это оказались цирковые лошади. Они не хотели идти в упряжке, брыкались, разбили карету, не хотели тянуть ее по снегу, потому что это тяжело. Мы снимали, и в кадре не видно, как карету толкают сзади работники конюшни. О будущем России Я абсолютный оптимист в этом вопросе. Не может такая уникальная страна с уникальной природой, с уникальной историей и уникальным народом с его православной верой (а все мы благодаря ей жертвенны) не быть. Просто мы не очень понимаем свою сущность. Но понятие менталитета существует. Все мы из этих глубин, из наших прапрабабок и прапрадедов, которые корчевали лес и осушали болота. Я абсолютно уверена, что мы будем жить всегда. Но как вырулим сейчас, зависит от нас. И когда хулим правительство, давайте оглянемся на себя - мы достойны того, что имеем. Нужно быть честными по отношению к себе. Я стараюсь жить достойно - не делать ведомого зла. В свое время я ушла в музыкальное кино, потому что эта система позволяла говорить честно, хотя оно намного сложнее обычного. Сначала надо записать всю партитуру, навязать исполнителям свое видение, а потом уже снимать картинку. О детстве и характере - Отца я практически не помню. Помню только, как он посадил нас с мамой в поезд, и мы поехали. Нас эвакуировали в Арчеду, городок в Сталинградской области. Это как раз то место, где не давали сомкнуть фашистское кольцо вокруг вашего города. Мама работала на электростанции. Все мужики сбежали, оставили трех женщин с детьми. Немцы бомбили электростанцию и элеватор. Я видела, как на горизонте возникала черная полоса, как она приближалась, ширилась и как в ней можно было уже различить отдельные самолеты. Потом они сбрасывали какие-то черные горошины вокруг того места, где была моя мама. Мама оставляла меня одну на втором этаже пустого дома. Был октябрь, и углы дома были уже ледяными. Она забрасывала меня одеялами и подушками. А к руке привязывала бирку, как в роддоме: кто я, откуда. Чтобы знали, если что случится, кто я есть. Однажды я убежала к маме на электростанцию. Колотила маленькими кулачками в дверь и не могла достучаться, моего стука не было слышно в окружающем грохоте. Мама случайно, по наитию открыла дверь. Больше она не оставляла меня одну. На электростанции был земляной пол, и мама закопала наши документы. Показала мне: "Если что-то случится, здесь лежит твоя метрика, мой паспорт и партийный билет". Потом нас отправили дальше в эвакуацию - трех женщин и четверых детей на истощенной лошади по степи. Ночью лошадь встала. Вокруг выли волки. Чтобы они нас не сожрали, нас, детей, завернули в ковер. А женщины сожгли в ту ночь все, что могло гореть. Это удивительно, но все из тех, кто ночевал тогда в степи, выжили. Потом мы с мамой вернулись в Москву. Наша комната оказалась занята. Мы долго скитались по разным углам, нигде не останавливаясь дольше чем на одну ночь. Но комнату маме удалось все же отвоевать. Мы вернулись в нее - темную, холодную, окна были забиты фанерой. Тот человек, съезжая, выбил все стекла из мести. Но мне было все равно, потому что была мама и была школа, можно было писать и рисовать. Мама писала мне записки в стихах на широких полях газеты. А я пыталась ей отвечать тоже в стихах. Наверное, это и было развитие творческих способностей. У меня было два карандаша - красный и чернильный. Чернильный точился с величайшей аккуратностью, и все крошечки от него я тщательно собирала в чернильницу-непроливайку, которую в авоське вместе с тетрадями и учебниками носила в школу. В третьем классе училась в третью смену, с шести часов вечера. Жили мы в Марьиной Роще. Атмосферу этого места прекрасно передал Станислав Говорухин в фильме "Место встречи изменить нельзя". До школы нужно было идти целую остановку. Я ждала на углу, когда появится трамвай. И когда он выезжал, бежала впереди него между рельсами. Вагоновожатая грозила мне кулаком, но сделать со мной ничего не могла. И точно так же обратно. Это и называется "воспитание характера". Опубликовано на Интернет-портале "Российской Газеты" (зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ№ ФС 77-50379)12 декабря 2012 г.



полная версия страницы