Форум » "Гардемарины" » Книги Нины Соротокиной о гардемаринах - 3 (продолжение) » Ответить

Книги Нины Соротокиной о гардемаринах - 3 (продолжение)

Звезда моя: Нина Соротокина написала 4 романа о гардемаринах. Первый из них - "Трое из Навигацкой школы" - лег в основу фильма "Гардемарины, вперед!". Предлагаем вам вспомнить любимые отрывки и фразы из книги, а также эпизоды и персонажей, которые не вошли в фильм. "Трое из навигацкой школы" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_troe_iz_navigackoi_shkoly/ "Свидание в Петербурге" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_svidanie_v_sanktpeterburge/ "Канцлер" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_kancler/ "Закон парности" http://lib.aldebaran.ru/author/sorotokina_nina/sorotokina_nina_zakon_parnosti/ АРХИВ ТЕМЫ: часть 1 часть 2

Ответов - 29, стр: 1 2 All

ИогАнна: Береника пишет: А не поговорить ли нам о кухне "Главное, соус и вино" - говорил Брильи. А вот в русской кухне - где-то я такое слышала, наоборот. Соус - он только отвлекает от вкуса продукта. Главное - качество, свежесть, как приготовлено. Поговорим о кухне. И как раз к обеду:-) Главное в русской кухне - это обильно и сытно. По-моему:-) Кроме свежих блюд есть и много консервированных: яблоки мочёные, огурцы солёные, капуста квашенная, фрукты засахаренные. Русский крестьянин мясо едал не так часто, в основном по праздникам, но и кашей с хлебом сыт вполне будешь. В рыбе на Руси недостатка не было, как и во множестве блюд из неё приготовленных. "Перевяжи раненного, варвар!" - закричал Брильи на сторожа Ивана и выбил у него из рук рыбины (в фильме). Интересовалась я как-то рационом питания французской армии в 1812-м году. На одного французского солдата согласно нормам приходилось 750 граммов хлеба и 550 граммов галет. Также в рацион входило несколько видов мясных изделий от засоленной говядины и свинины и заканчивая свежим мясом приготовленным на пару. Масса мясной порции составляла 250 граммов. В качестве гарнира к мясу подавалось до 60 граммов крупы или бобовых. Кроме того, французская армия очень долгое время славилась своим алкогольным рационом – в 1812 году суточная порция вина на одного бойца составляла 250 граммов. Также полевая кухня ежедневно баловала служащих солдатской похлебкой, которая варилась в больших котлах с водой в течение 4 часов. В емкость засыпали мясо в соотношении с водой 1 к 4. Для густоты также добавляли различные крупы, а для аромата – приправы и овощи. Французские солдаты имели привычку сверху посыпать похлебку ломтиками хлеба, отчего та становилась еще более густой и сытной. Из статьи отсюда. Ссылки на источники - например, циркуляр наполеоновский о нормах снабжения, в статье нет, но похоже, что так и было - питание простого народа не отличалось изысками: хлеб, мясо, овощи. Ну, и к вопросу о пребывании Генриха III в Польше. Или Генрих не знал собственной страны - глубинки её, Анжу, даром что он герцог Анжуйский. Или вино во Франции за выпивку не считали.

Береника: "Перевяжи раненного, варвар!" - закричал Брильи на сторожа Ивана и выбил у него из рук рыбины (в фильме). Да уж, как в фильме Иван колдовал оба раза над блюдами, наверное, готовя так, как француз просил. И вообще характерно, кто тут варвар в этой сцене!? Ну походное питание, питание бедных слоев населения - это отдельные темы для разговоров. "Груздочками, груздочками закусывайте, ваше сиятельство. Груздочек сам проскальзывает" Имелось в виду вообще, подход к кухне, если человек богат и может себе все позволить. Как где-то мне попадалось, многие иностранцы, глядя на борщ и щи, не могут понять, зачем варить салат. Так у нас не понимали долго, например, зачем продукты сильно измельчать - делать не варенье, а джем, и мясо, рыбу - делать из них фарш или суфле какое-нибудь, даже начинку пирогов - мясо, рыбу, грибы - рубили на кусочки. Ну и соус - перебивает вкус основного блюда. И что-то я такое вспомнила у Кюстина - он не оценил окрошку, а стерлядь ему показалась "пресной", мол, к ней нужны приправы и соус, какие точно не помню, но помню, что удивилась. А у нас бы не поняли, ведь стерлядь считалась едва ли не лучшей рыбой. Например, В википедии статья про уху - это ж поэзия, как это готовиться (мечтаю попробовать). Там главное качество, свежесть рыбы для бульона, а овощи, тем более сливки - только испортят вкус. И чтение продолжаем.

ИогАнна: -- Дошли... вот ведь странность какая. … Думала, конца не будет нашему пути, а вот ведь дошли. Аж до 11 главы Второй части дошли:-) Читаем главы 11 – 15 Второй части. -- Грустно расставаться, -- сказала Софья и застенчиво улыбнулась, когда Алеша согласно кивнул головой. И мне, читателю, грустно, что закончилось такое путешествие. День был солнечный, ветреный. По небу, словно сытые кони, резво бежали облака, и тени их скользили по еще не убранному ржаному полю, по скирдам соломы, по островкам васильков и ромашек, по стенам сельской церкви, выглядывающей из зелени. Красота же! Особенно хорошо зимой перечитывать такое:-) Наутро он пошел к заброшенному костелу, где они условились встретиться с Софьей. Место было безлюдным. Костел прятался за кронами столетних вязов, заросшая тропинка соединяла его с торной дорогой, но по тропинке только козы приходили за чугунную поломанную ограду. Алексей кормил коз хлебом, вспоминал лужайку на Самотеке, друзей и Никитину белую козу с "бессмысленным прищуром". Господи, как давно это было... Видно, когда-то костел был богат и иноземные купцы пышно справляли в нем свои службы. Розовые кирпичики изящно лепят свод, узкие, как бойницы, окна украшены витражами. Сейчас цветные стекла разбиты, может, полопались от суровой зимы, а может, православные потрудились, вымещая злобу на иноверцах. Окна затянула мохнатая, словно из шерстяных нитей, паутина, ласточки заляпали пометом лазорево-алые осколки стекол. Могучие лопухи сосут соки из жирной, удобренной многими телами, земли. На гранитных и мраморных надгробиях латинские буквы складываются в чужие, нерусские имена. Надгробные плиты нагрелись солнцем, на них хорошо дремать, прислонившись спиной к стволу вяза, и разговаривать с одиноким мраморным ангелом, который легкой, словно продутой ветром фигурой, неуловимо напоминал бегущую Софью. Какая живая картина! Я попыталась найти в инете такой костел. С окрестностями Новгорода я не знакома. Но вот в Беларуси есть нечто подобное. Под Могилевым, в 11 километрах от города есть заброшенный костел доминиканцев, построенный в честь святого Антония в 1681 году. Больше фото здесь: http://otzovik.com/review_119071.html Дом тётки Пелагее Дмитриевны пытаюсь представить. Вообще, мало что осталось от архитектуры 17-18 веков. Но в Поганкиных палатах в Пскове я бывала, и те перестроены. Фото из инета.


Корсак: ИогАнна пишет: Но в Поганкиных палатах в Пскове я бывала, и те перестроены. А крыльцо похоже на то, что в Крутицком)

Ольганиус: Корсак пишет: А крыльцо похоже на то, что в Крутицком) Ага, традиционное такое ИогАнна пишет: Но вот в Беларуси есть нечто подобное. Под Могилевым, в 11 километрах от города есть заброшенный костел доминиканцев, построенный в честь святого Антония в 1681 году. Ох ты ж! вот бы где побывать, прикоснуться к древности...

Береника: По небу, словно сытые кони, резво бежали облака, и тени их скользили по еще не убранному ржаному полю, по скирдам соломы, по островкам васильков и ромашек, по стенам сельской церкви, выглядывающей из зелени. Родной пейзаж, до глубины сердца... Только в моих местах, из зелени сельская церковь не выглядывала. ИогАнна , найдешь же ты! И даже костел заброшенный. Из старинных зданий довелось побывать в Старом Английском дворе - только оно не "боярского покроя", а делового назначения. Затерявшиеся в лесах и полях голубки вынырнули к цивилизации, к заботам, к людям и к концу пути. Вот он, образ Софьи у Корсака - легкая, продутая ветром фигура... бежит... ангел. Сравнить, какой были его мысли об Анастасии. Ну и про главное, любовь бывает разная, и пишут про нее по-разному. Тут сказано кратко и исчерпывающе "Теперь... он ощущал в душе мучительную пустоту". А у Софьи, между прочим, свои грезы: "Сидят они с Аннушкой на плоту, опустив ноги в воду, и река несет их быстрым течением. Аннушка сняла платок с головы и стала совсем на себя непохожа, вроде бы она, и вроде кто-то совсем другой. Только улыбка осталась прежней. И так хорошо плыть". В общем, этот сон практически сбудется, только будет лодка, а не плот.Ну и в целом - и тут плотово-водный сон, от Корсака, видно, передалось Представим, что мы не знаем сюжета, не знаем, что будет дальше. Софья еще не знает, она "в сомнениях и тревогах", но с надеждами. А читатели, мы уже знаем, что она в мышеловке, и "принесена в жертву" - тетка даже была в ее монастыре! но видеть не желала. И весь пыл - и бросилась она на колени, и сорвала с с шеи ладанку, но все напрасно... Кстати, еще один портрет "старорежимной" женщины 18 века - тетка Пелагея. Какие женщины, которые не знали куда деть себя! Хотя, конечно, удивителен ход ее мыслей - ужаснувшись, что по ее вине два невинных ребенка умерли, она пыталась замолить этот грех, и как - обидев еще одного ребенка, собственную племянницу (ну да, этот ребенок был постарше)! В "жертву она приносила как искупительную жертву к престолу творца". Да уж. Софья с Агафьей - это отдельный случай, написано феерически смешно их взаимоотношения. "Ей хотелось броситься на Агафью, сорвать с головы повойник, зубами вцепиться в загривок" Ну вообще Софьюшка - натура страстная! В этом они с теткой точно родственницы)) "Крапивное семя, бесово отродье, кошка бешеная, колючка репейная, блаженная, маленькая ведьма, срамница, блудница вавилонская, лапушка, кровинка заблудшая, горемычная овечка, сиротинка,голубушка, лоза тонкая" - надо собрать эпитеты про нее. Представляю реакцию Аннушки, если бы Софья прибежала прямо из бани голышом, в одном платке

Ольганиус: Береника пишет: В "жертву она приносила как искупительную жертву к престолу творца". Да уж. Ну так искупить вину ей надо было перед Богом, т.е. Богу отдать жертву) Слишком буквально восприняла)))

ИогАнна: Береника пишет: Кстати, еще один портрет "старорежимной" женщины 18 века - тетка Пелагея. Какие женщины, которые не знали куда деть себя! В романе три ярких портрета "старорежимных" женщин: игуменья Леонидия, тётка Пелагея и Аглая Назаровна. Ух, какие страстные натуры! А гардемарины Белов, Корсак и Оленев - это первое поколение дворян, выросшее после реформ Петра. Сопли рукавом уже не вытирают, в ноги не бухаются, да и голову лишний раз не склонят - на "Юности честное зерцало" воспитаны. И в жёны они себе подстать девиц выбрали. Мелитриса, кстати, тоже из этой серии - та ещё непокорная общим правилам девица и беглянка:-)

Береника: Итак, глава 16. Пока у двух друзей уже начались приключения, Никита одиноко томиться в августовской Москве. Но предчуствуя скорый отъезд, он как будто завершает тут все дела - навещает тетку (кстати, еще один женский портрет, и портрет старого московского дома с новыми по моде пристройками - на Тверской улице), последний раз приходит в опустевшую Навигацкую школу, оставляет петербургский адрес писарю Луке Фомичу, рисует напоследок портрет бомбардира Шорохова, ныне сторожа, трогательно - пририсовывая мачту и пушку. Хотя в главе много и смешного - знаменитые препирательства с Гаврилой по поводу угля, картона и денег, чувствуется прощальное настроение в ней, так же и Никита понимает, что эта его московская жизнь и Навигацкая школа скоро навсегда останутся позади. Останутся на память его рисунки московских переулков и закоулков. И долги остануться неотданными, другие курсанты Никите деньги так и не вернут... Это последняя глава "в Москве", попрощаемся и мы со старой столицей. " ...С утра, взяв картон и уголь, он уходил на весь день, чтобы, примостившись где-нибудь в тихом переулке, рисовать главки древних церквей, белокаменную резьбу на полукруглых апсидах и узорочье кокошников. Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери,стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага" Вот единственное что удалось найти, колокольню построили позже. Ныне эта церковь не существует. Так же трудно представить, что на месте современной заасфальтированной улицы Сивцев вражек был когда-то овраг с протекавшим в нем ручьем. И вот такая зарисовка старой Москвы. возможно это тоже Сивцев вражек.

Береника: Главы 17-20. А Белов первым прибыл в Петербург. Ягужинская сбежала 1 августа, Белов в Петебрург прибыл 13 августа. У него путь занял немногим менее двух недель. И вот тут прямо наш роман наиболее перекликается с "Тремя мушкетерами"))), а Белов тут напоминает Дартаньяна в Париже. "Саша бродил по городу возбужденный до крайности, душа его жаждала приключений и романтических подвигов. Из опасения, что в нем узнаютпровинциала, он ни у кого не спрашивал дороги, подбоченясь, проходил мимо гвардейских мундиров и дерзко разглядывал красавиц в каретах" И как водится сразу же влип в дуэль с не с мушкетерами а с гвардейцами. но не кардинала. а просто с 4-мя российскими гвардейцами. Но дальше словно в насмешку над русскими "Тремя мушкетерами" - дуэль "до первой крови" - закончилась пролитой кровью комара. дружеской охотой. пикником с вином. но тоже как водится не без драки. Потому как гвардейцы эти во главе с Ягуповым напоминают давние споры Никиты и Саши о чести. Драться друг с другом в то время когда по-настоящему честь отнимает государство. А с государством не повоюешь как говаривал Никита. Помимо дуэли и дружбы с гвардейцами. наш русский Дартаньян попадает почти к условному "кардиналу" (у нас это Лесток будет) - аккурат и прямиком сразу в капкан - на допрос к Тайной канцелярии. Наш пострел везде поспел. В общем одно рекомендательное письмо (от гостя г-жи Рейгель) привело к Лядащеву, другое - от встреченного в пути графа Комарова - привело в Тайную канцелярию. Помимо Лядащева Белов познакомился с гвардейцами Ягуповым, Бекетовым и Вениаминовым, а также поселился на Малой Морской улице, у старого сослуживца отца - Друбарева Лукьяна Петровича (этого в фильме не было уже), который сразу отнесся к Саше как с сыну. "Тушеная капуста ароматно дымилась, мясо было сочным и жирным. Кровяная колбаса словно нежилась в листьях салата. На деревянном блюде лежал теплый пирог с вишнями" - мням, написано так, что слюнки текут. И вообще веет покоем, уютом от самого Друбарева и от дома. Еще интересно то каким впервые видит Петербург Белов. Наших героев трое. и для каждого город будет свой. Вот Белова удивила прямизна улиц. то что город виден почти на сквозь. а также обилие иностанцев и военных мундиров. А вообще какими они были - Москва и Петербург 40-х годов 18 века. Трудно представить Москву в кольцах средневековых укреплений - стен с воротами - Китайгородская стена. стена Белого города. земляной вал. Так же и Петербург еще относительно маленький (граница по Фонтанке и то берег ее - уже окраина. с усадьбами. Низкие берега Невы. плашкоутные мосты нет грандиозных дворцов и храмов. без памятников и с Петропавловским собором другого цвета (розовый скорее всего. возможно голубой. надо уточнить. Где найти Петербург 18 века? На макете "Петровская акватория". и возможно в Петропавловской крепости. когда туда заходишь - попадаешь в окружение 1 и 2-х этажных довольно скромных домов. булыжник под ногами. "Город активно строился, осушался, оснащался мостами и дорогами и тут же разламывался самым безжалостным образом. Обыватель с трудом отстроится,вымостит площадку под окном, внесет в полицию обязательные деньги на озеленение, а пройдет месяц-два, смотришь, уже рота солдат застучала, ковыряет булыжник -- перепланировка! Рядом с дворцами, как бородавки на теле красавицы, гнездились крытые дерном мазанки, великолепные парки версальского образца примыкали к грязным болотам, где между кочек, пощипывая осоку, бродили худые озабоченные коровы" "По прибытии в Петербург Белов устроился на гостином дворе у Галерной гавани." это окраина города. западная часть Васильевского острова. с "морского фасада" . Корсак бы на радостях уплыл бы и до самого Кронштадта махнул Прошлой весной удалось там побывать. по следам Белова так сказать.. Гавань состоит из прямоугольного "ковша" и Шкиперского протока. На берегу - жилой квартал. эти две башенки со шпилями - кроншпицы - обозначали вход в шкиперский проток.+там была видимо какая-то артилерия на всякий случай. И сейчас они - одни из немногочисленных объектов петровской архитектуры. " В четверг в назначенный день дуэлянты собрались у храма Святого Андрея" Тоже конечно перестроен уже. Так вот выглядел в начале 19 века. Ну и на дуэль отправились на лодке на Каменный остров. Остров тогда принадлежал как раз Бестужеву. и деревянный дворец был уже наверно. Картина более поздняя - тоже начало 19 века

ИогАнна: Глава 16 Второй части. Лирическая глава нежного прощания с Москвой, с Навигацкой школой. Впрочем, все главы с Никитой Оленевым такие лирические, нежные. Это вам не Корсак - Алёша простодушный и не энергичный Сашка Белов. Даже перебранки Никиты с камердинером Гаврилой такие трогательные. "Денежная печаль", как называл Никита излишнюю бережливость, если не сказать жадность, своего камердинера, овладела Гаврилой полностью. "Денежная печаль" - афористичная фраза. Ещё один перл этой главы - фраза школьного сторожа Шорохова: "Котова вашего мыши с кашей съели". Вот и нам, читателям, пришло время прощаться с Москвой и её обитателями. Посетили напоследок крутые берега речки Сивки, опустевшую Навигацкую школу, дом тётки Ирины Ильиничны, получили вместе с прибытием кареты известие из Петербурга о рождении у отца Никиты сына Константина от законной супруги. И нам пора в путь. Главы 17-20 Второй части. По прибытии в Петербург Белов устроился на гостином дворе у Галерной гавани. Комната была сырая, темная, но накормили сытно и плату за ночлег затребовали вполне умеренную. Это было хорошим предзнаменованием и несколько ободрило Сашу, который, хоть и боялся себе в этом сознаться, оробел перед северной столицей. Белов прибыл в Петербург. Ещё одна из самых любимых глав. Читается (и, несомненно, так и была написана) с восторгом. Совершенно в дюманско-мушкетёрском духе история знакомства с гвардейцами, с оттенком a la russe. Белов, всё-таки, невероятный счастливчик. Первый человек, с которым познакомился в столице - Лядащев, дом Друбарева оказался противу дома прокурора Ягужинского, счастливо избежал ареста Тайной канцелярией и вообще, обрёл себе в лице Лядащева тайного покровителя. Кстати, про места жительства наших героев в Петербурге были уже обсуждения на форуме. На записке было написано: "Дом немца Штоса против Троицкой церкви. В собственные руки Лядащеву Василию Федоровичу". Про дом Лядащева: http://gardemariny.borda.ru/?1-1-0-00000083-000-20-0#009 Вид Троицкой площади на Городском острове, Алексей РОСТОВЦЕВ, 1720-е гг. Троицкая площадь, 2012 г. Троицкая площадь некогда была центром Санкт-Петербурга. На ней находились Гостиный двор, таможня, рынок (до 1710 года), трактир «Австерия», типография, Сенат, Синод, коллегии. Однако в 1730-х годах она потеряла статус центральной (Википедия). Данную австерию на Санкт-Петербургском острове на Троицкой пристани у Петровского моста завел в 1703 г. предприимчивый датчанин из Гамбурга Ян (Иоганн) Фельтен. Название «Торжественная Австерия Четырех фрегатов» эта Аустерия получила после проводимых в ней торжеств по случаю победы русского флота в сражении у острова Гренгам в 1720 г. *** Из статьи Смирнов А.А. ТРАКТИРНОЕ И РЕСТОРАННОЕ ДЕЛО В ЦАРСКОЙ РОССИИ В Петербурге первым знаменитым кабаком была «Австерия Четырёх фрегатов». Австерия находилась неподалёку от Петровского моста у стен Петропавловской крепости. Её после службы в Троицкой церкви имел привычку посещать с приближёнными сам Пётр I, чтобы промочить горло чаркой любимой им анисовой водки. Как вспоминал датчанин Юль, после молебна в церкви Пётр I и «все прочие последовали за царём в кружало, где он в тот день задавал пир. Там по обыкновению шла весёлая попойка». Подобные попойки, подчас в течение нескольких дней и по разным поводам, устраивались в этой австерии довольно таки часто. Лишь позже празднества переместились в Почтовый двор на Адмиралтейском острове. Во время тостов за царским столом обычно палили пушки крепости и стоявших на Неве кораблей. Грохот бывал такой, что из окон окружавших площадь домов вылетали все стёкла. В австерии собирались разные люди: кто горло промочить, кто горе залить, кто с людьми поговорить. Здесь доносчики пропивали свои полученные в Тайной канцелярии сребреники. За «доведённый» (доказанный) донос они обычно получали пять рублей, если, конечно, донос был «незастарелый», т.е. с момента произнесения кем-то «непристойных слов» о государе до факта доноса прошло не больше трёх дней. Кабак становился и местом, где рождались доносы: у пьяного человека язык развязывался во много раз быстрее, чем у трезвого, а Тайная канцелярия – вон она: через мост – и в Петровские ворота! В этом случае доносчик громко кричал роковой клич: «Слово и дело!», привлекая к себе внимание окружающих, и хватал болтуна за длинный язык. Окружающие, согласно суровому закону, должны были помогать схватить преступника. Однако многочисленные следственные дела в Тайной канцелярии убеждают, что люди, услышав страшный крик, трезвели и, бросив всё, бежали из питейного заведения со всех ног. Быть свидетелем на Руси – хуже не придумаешь! Дело в том, что в тюрьму на время расследования попадали все: преступник, доносчик и свидетели. А следствие могло тянуться месяцами и даже годами. Не приведи, Господи, попасть в свидетели! Совсем рядом с австерией, на Троицкой площади, располагались многочисленные канцелярии с толпами подьячих и челобитчиков. После успешного дела челобитчики обычно вели своих «благодетелей» - подьячих в кабак «обмыть дело». Так бывало всегда. В Москве приказы находились на кремлёвском холме, а кабак – у его подножья. В народе он назывался «Каток», потому что зимой подьячему не было никакой возможности вернуться в приказ: горка была скользкой, как каток, а подьяческие ноги слабые, не держат – челобитчик был больно щедр! Думается, что в австерии было так же: подьячие – те же, просители – те же, дела – тем более! http://www.spravka08.ru/TextSection.aspx?sectionId=5627 Понятно, почему именно там были Лядащев, Бергер и Ягупов. О Троицкой церкви. Фото отсюда: click here Из исторической справки Выполнение научно-исследовательских археологических работ по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградский р-н, ул.Чапаева, д.16а, Лит. А По преданию Троицкая церковь была заложена в 1703 г., однако достоверные свидетельства о времени ее строительства относятся к 1709 г., когда был издан указ о ее сооружении. Освящена она была в 1711 г. Церковь через несколько десятков лет обветшала и в 1743 г. она была разобрана и построена заново в 1745 г. В 1750 г. это здание сгорело. В 1752 г. было принято решение возобновить церковь, она была освящена в 1756 г. В последующие годы храм многократно ремонтировался и перестраивался; в 1933 г. он был разобран. http://www.rescuearcheo.ru/Chapaeva/Chapaeva_2.htm Про дом Ягужинских тоже был пост, Писарь его нашёл: http://gardemariny.borda.ru/?1-9-0-00000034-000-260-0#087 Научно-исследовательские археологические работы, на территории, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, д.102, лит.А ...владельцем дома на месте исследуемого участка была Анна Гавриловна Ягужинская... На плане 1738 г. на участке графини Ягужинской изображены два близко стоящих деревянных строения, расположенных вдоль набережной. Они могут частично находиться на территории участка обследования. Впоследствии дом перешел к дочери Ягужинских Марии (1732-1755) и ее мужу графу Андрею Михайловичу Ефимовскому (1717-1767). Историческая справка с картами и картинками здесь: http://www.rescuearcheo.ru/moyka_102/moyka_2_1.htm На месте дома Ягужинских (угол наб. Мойки и пер. Матвеева) потом, до 1930-х годов Литовский замок стоял. Потом детский сад построили, потом это было отделение милиции, потом хостел «Graffiti». В настоящее время на этом участке стройка, собственно под которую и проводилась археологическая экспертиза. Законность стройки и проект строительства - предмет обсуждений и разбирательств. http://kanoner.com/2016/02/08/149010/

Береника: ИогАнна пишет: все главы с Никитой Оленевым такие лирические, нежные. Это вам не Корсак - Алёша простодушный Ну , конечно, они своеобразные - главы с Никитой, но по-моему как раз с Корсаком их и объединяет лиричность и некая мечтательность, оба любят повитать в облаках. В главах с ними как раз много природы тоже, Никита просто глубже мыслит и все это воспринимает. Зато Корсак - непосредственнее что ли. "Денежная печаль" - афористичная фраза. И еще "подвести черту" ! с оттенком a la russe Угу, воевать в бессилии друг с другом, когда обижает государство. дом Друбарева оказался противу дома прокурора Ягужинского, Может там и другие адреса были, но Белов зацепился за этот. А по поводу мест. А-а-а-а. Сил моих душевных больше нет их искать. как вспомню... Но мы пришли же к выводу, что есть в книге ошибки. И совершенно точно - не этот дом Ягужинского имелся ввиду в книге. Там имеется ввиду скорее всего, "дом Ягужинского" - тот в котором музей религии сейчас расположен. Если не было еще какого-нибудь другого там рядом. У вельмож было по нескольку домов.

ИогАнна: Береника пишет: Ну , конечно, они своеобразные - главы с Никитой, но по-моему как раз с Корсаком их и объединяет лиричность и некая мечтательность, оба любят повитать в облаках. В главах с ними как раз много природы тоже, Никита просто глубже мыслит и все это воспринимает. Зато Корсак - непосредственнее что ли. В главах с Никитой много отсылок на семейные, очень личные переживания Никиты - отец, покойная матушка, сам Никита в детстве, его новорожденный брат, камердинер-нянька Гаврила. Всё это описывается автором очень деликатно. И мне-читателю порой и неловко быть посвященной в интимные переживания и воспоминания Никиты. Береника пишет: И совершенно точно - не этот дом Ягужинского имелся ввиду в книге. Там имеется ввиду скорее всего, "дом Ягужинского" - тот в котором музей религии сейчас расположен. Если не было еще какого-нибудь другого там рядом. Я просто прикидываю, как это всё могло быть в реале:-) Дом на Малой морской, который Музей религии, был построен позже описываемых событий, на участке, купленном Сергеем Павловичем Ягужинским. Да и у улиц другие названия были.

Береника: В реале - дом на углу наб. Мойки и пер. Матвеева - чисто географически и логически в 18 веке скорее всего был загородным, или загородной усадьбой. Потому как далеко от центра, Новая Голландия, и вообще. А в книге "дом Ягужинского" - потом частенько упоминается, что это рядом с Исакиевской площадью, недалеко от собора. И Маскарады устраивались. ИогАнна пишет: Дом на Малой морской, который Музей религии, был построен позже описываемых событий, на участке, купленном Сергеем Павловичем Ягужинским. Да и у улиц другие названия были Да помню я!!!! Но есть же и другие ошибки! Про которые тоже тут написано-перенаписано. Либо Нина Матвеевна не копала так глубоко, или просто из того, что она читала в свое время, это было не понять. И теоретически, у Ягужинского могло быть несколько домов, вдруг там еще был какой-нибудь на Малой Морской. Вот нам известно пока 3, у Кикина, мне попадалось, было 5 в Петербурге, это для примера. И вообще, купил этот участок Сергей Павлович или нет, я вот на 100% не уверена.

Береника: Главы 21 - 25 Алексей дошел до царева домика, повстречал Анастасию, поддался уговору и взял бумаги, хотя и не хотел. Удивительно, что Корсак ведь видел Анастасию раньше, но встретив, не узнал, несмотря на всю ее ослепительную красоту. Видимо, подсознание, все что связано с Анной Бестужевой - блокировало и старалось забыть как страшный сон. Песню, что Брильи пел Анастасии в книге - Женя Бервальд нашла у себя в сборнике французской поэзии. Если заглянет в эту тему, может выложит нам всю ее. Удивляет поведение Анастасии с Корсаком "Она тихонько засмеялась и прижалась к Алеше, щекоча ресницами его лоб." Решила соблазнить? Подразнить? И похоже, она всерьез думала, что он маменькин любовничек. "Бросить эти чертовы бумаги под куст, и пусть леший творит над ними свои заклинания" Гы, оказывается все висело на волоске. Вот бросил бы под кустом на самом деле. Тут тоже судьба - что сподвигло Анастасию взять бумаги - то, что в старых письмах она наткнулась на имя своей матери, не захотела чтобы эти бумаги попали во Францию. И тут такой вот не могущий отказать Корсак попался. В дом Друбарева, жившего тихо, скромно и спокойно нагрянули солдаты. А Белов предстал перед Лестоком. Но не испугался, а воспринял этот как шанс судьбы, и попытался воспользоваться им. Тут и Белов наведался к Лядащеву на Троицкую площадь, впрочем по такому адресу, что нас сориентироваться невозможно. А мы читатели, наконец, узнаем, подоплеку заговора, что, кого, почему и как. Ну и то, о чем Саша смел только мечтать - он скачет к Анастасии, то есть получает возможность встретится. А Бергер оказывается болтуном и вообще, человек в недостойным поведением. Ну и Никита с Алешкой наконец-то встретились. ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, написанный Никитой Оленевым после ночного разговора с другом Алексеем Корсаком в селе Перовском". Если раньше Алеша приходил к Никите с риторическим вопросом "Никита, что такое любовь?", то теперь ролями поменялись, и про любовь уже Алеша мог Никите рассказывать. Вот Никита, наверно, удивился когда Алеша вывалил все свои новости - Корсак много чего успел меньше чем за месяц! И конечно, глава эта про них - с размышлениями о любви, трактатом, и дружеским прощанием - трогательная и лиричная, да.

Евгения Бервальд: Береника пишет: Песню, что Брильи пел Анастасии в книге - Женя Бервальд нашла у себя в сборнике французской поэзии. Если заглянет в эту тему, может выложит нам всю ее. Да, эту песню я нашла в сборнике народных и литературных баллад «Эолова арфа» (М., «Высшая школа», 1989). Вот эта французская народная баллада: У окна сидела принцесса-красавица, Все по ней вздыхали, никто ей не нравился. Умели вельможи говорить по-разному, А принцесса умела только отказывать. Смеялась принцесса над всеми вельможами, Досталась принцесса бедному сапожнику. Он шил для принцессы туфельки атласные, Примеряя туфельку, сказал он ласково: «Если хочешь, любимая, счастья досыта, Снега белее будут белые простыни. Постель будет шире океана широкого, Постель будет глубже океана глубокого. С четырьмя углами, и, поздно ли, рано ли, На каждом углу расцветать будут ландыши. Мы будем любить, позабывши о времени, Любить и любить - до светопреставления».

ИогАнна: Главы 21 - 25 Второй части Глава 21. Алексей дошёл до царева домика и встретил там Анастасию. Береника пишет: Удивляет поведение Анастасии с Корсаком "Она тихонько засмеялась и прижалась к Алеше, щекоча ресницами его лоб." Решила соблазнить? Подразнить? И похоже, она всерьез думала, что он маменькин любовничек. Скорее, она отнеслась к Алексею как с своему слуге, верному рыцарю, паладину. И я тебя давно жду, а если не тебя, то кого-нибудь вроде тебя.". "Лети, голубь мой, исполняй поручение". Только согласия Алёшки не спросила, ага. И тут же, в объятьях Алёшки ( Алешина рука покорно легла на ее талию, голова закружилась: "Что вы, сударыня? Я, право... " Девушка вдруг зажала его рот нежной ладошкой и замерла, вслушиваясь.), услышав пьяную песню Брильи, переключается. -- Как поет! -- прошептала Анастасия восторженно. -- Кто бы мог подумать, что он умеет так петь! Нет, сердце Анастасии ещё не познало любовь, а сидит в нём глупая уверенность, что все должны ею восхищаться и поклоняться. Звезда... Вот же влип Сашка Белов... Хотя с Сашей он в царевом домике (не который ЦД-2:-)) будет вести себя гораздо скромнее, без высокомерия, проще и естественнее. А с Алёшкой: -- Да уж постарайся! -- Анастасия даже ногой топнула, с силой засунула бумаги ему под камзол, но вдруг сменила тон на печальный и просительный: -- Сделай, голубчик, как прошу. Это очень важно. И прощай! Поверь, я не виновата... -- добавила она и быстро его перекрестила. Береника пишет: "Бросить эти чертовы бумаги под куст, и пусть леший творит над ними свои заклинания" Гы, оказывается все висело на волоске. Вот бросил бы под кустом на самом деле. Да-да. И побежал-то Корсак не в Петербург, не в Микешин скии Софью спасать, а к маменьке в деревню грядки полоть коня добыть и бумагам посыльного найти. А ещё и сообщник-помощник в деле побега нужен. Фи, как неромантично. Это вам не в фильме с одухотворённым лицом петь: "Любовь... Зови... Отведу..." Глава 22. Подоплека Лопухинского заговора и следствие по делу нам рассказаны. Белов опять попал в жернова Тайной канцелярии, на допросе у самого Лестока был. Но курсант не трепетал, а с провинциальной восторженностью, и даже с какой-то идиотской беззаботностью, таращил глаза. "Либо глуп, либо смел", -- подумал Лесток. Вот для меня тоже загадка - поведение Белова на допросе. Впрочем, надо же было что ему говорить. Глава 23. О, как эту главу инсценировали Лиза Корсак и Корсак! -- Проснитесь, Василий Федорович! Но в фильме сокращена по максимуму (столько слов и бутылок выкинуто) и в этой сцене бесподобно шикарен Александр Абдулов - Лядащев. Глава 24. Жди того счастливого часа, когда скажут тебе -- ИДИ! Прими муки ради нее. Соскобли с души окалину недоверия, чтобы сердце кровило от нежности к ней! Счастье по плечу только сильным, потому что страшна потеря его. И если тебе плохо без меня, любимая, это прекрасно! Если стоны твои заглушает ветер -- так и надо, потому что я иду к тебе и близка минута великого причащения. Я -- спасенье твое, и без меня тебе не жить... " А в моём бумажном издании книги (М.: Дрофа, 1993) этого абзаца из "Трактата о любви" нет! Никита подумал и приписал: "О бумагах бестужевских не беспокойся. И вообще, Алешка, дворцовые интриги, заговоры -- все это вздор. Твои дела поважнее". Вот, золотые слова! Глава 25. Путешествие Белова с Бергером до царева домика. Да, вот это служба. Белов, кажется, начинает понимать, что это не только красивый мундир, караулы в дворце государыни, но и весьма неприятные поручения с неприятными же напарниками.

Береника: ИогАнна пишет: Жди того счастливого часа, когда скажут тебе -- ИДИ! Прими муки ради нее. Соскобли с души окалину недоверия, чтобы сердце кровило от нежности к ней! Счастье по плечу только сильным, потому что страшна потеря его. И если тебе плохо без меня, любимая, это прекрасно! Если стоны твои заглушает ветер -- так и надо, потому что я иду к тебе и близка минута великого причащения. Я -- спасенье твое, и без меня тебе не жить... " Ого, эк Никита разошелся! У меня тоже этого нет! Первый раз читаю. А еще у меня засела фраза из этого трактата "Он полюбил мой друг, бесхитростный и мудрый..." Очень идет эта фраза к Корсаку-Харатьяну. И побежал-то Корсак не в Петербург, не в Микешин скии Софью спасать, а к маменьке в деревню грядки полоть коня добыть и бумагам посыльного найти. А ещё и сообщник-помощник в деле побега нужен. Фи, как неромантично. Это вам не в фильме с одухотворённым лицом петь: "Любовь... Зови... Отведу..." Ну, маменька - это святое)) Книжный Алеша - нежнолюбящий сын. В книге он будет даже очень одухотворенно думать) Но это в следующей главе. Смеялась принцесса над всеми вельможами, Досталась принцесса бедному сапожнику Ну в целом, именно так и произошло. Вот для меня тоже загадка - поведение Белова на допросе. Впрочем, надо же было что ему говорить. А как бы мы себя вели. Подозреваю, что я бы как Анастасия - подписала бы все с перепугу, хоть и не по молодости. Бергер "Все в жизни лучше иметь казенное -- квартиру, форму, пить лучше с казенными людьми и баб лучше иметь казенных... "Поговори... -- думал Саша, -- я тебя с этой лошадиной тематики столкну. Ты у меня разговоришься, казенная душа... " Да, собираюсь с мыслями на финальный рывок.

Airin: Ну вот я и откопала в родительской библиотеке свое издание первых двух книг. Издание КИТИС 1992 г., обложка коричневая и черная, бумага... как бы лучше сравнение привести, ну как старые желтые газеты, иллюстрации отсутствуют как класс. В буквальном смысле затерта до дыр. Помню летом в деревне, в году 94 или 95, была хитом сезона. Перечитала в той же деревне на праздниках. Защемило сердце. Хотя фильм всегда нравился больше. По доброй, сложившейся тут традиции, привожу любимы цитаты. Эта кажется была, но все же, обожаю культурный шок Брильи, что в книге, что в фильме: " — Вы, русские, очень обидчивы. Я заметил, что сами себя вы ругаете, как ни одна нация в мире, а стоит открыть рот немцу или французу, как вы сразу лезете в драку. Я не ругаю Россию. Я ее не понимаю. Видимо, сам климат, эта бескрайняя равнина, бесплодная почва, полное отсутствие гор, эти ужасные елки… — Все в кучу, — прошептала Анастасия." "Черный лес пахнет прелым листом и хвоей. Пищит где-то одинокий комар. Елки… Ненавижу! Сама их форма и цвет нагоняют тоску. Когда же он выберется из этой проклятой страны?" И перепалка с Анастасией: "— Я жду выездной паспорт, — сказал де Брильи после долгого молчания. — Ты иностранец. Зачем тебе паспорт? — изумилась Анастасия. — Кто поймет ваши варварские обычаи? Ни один человек не может выехать за пределы России без бумаги за подписью вицеканцлера Бестужева. Таков его личный приказ. — На меня тоже паспорт привезут? — спросила с усмешкой Анастасия. — Нет, звезда моя. Лесток не знает, что ты поехала со мной, — шевалье словно и не почувствовал иронии. — Если паспорт подписывает Бестужев, почему его должен привезти человек Лестока? — Шетарди, звезда моя… — И Шетарди участвует в этой кампании с паспортом? Его же нет в России." Вообще мне кажется, Анастасия когда не капризничала в книге, часто проявляла чувство юмора. Например еще: "А нынче урожайный месяц на курсантов. Сережа, сознайся, ты случайно не курсант навигацкой школы?"

Airin: Ну и иллюстрация, сделанная собственноручно, включая дым в кадре. — А баня? Разве в состоянии цивилизованный человек понять, что такое русская баня?...Рубленый дом, откуда валит дым, а в нем в чаду и угаре русские занимаются вакханалией, развратом! хорошо попарь барина! Пусть он по достоинству оценит русскую баню.

Ангелика: Airin пишет: Я заметил, что сами себя вы ругаете, как ни одна нация в мире, а стоит открыть рот немцу или французу, как вы сразу лезете в драку. точняк!

Береника: "Начало августа было жарким... " Все самое интересное произошло у гардемаринов в августе, и мысли мои постоянно возвращаются к моментам части "В дороге". В прошлом году мы застопорились, и вот август , и тянет перечитать именно оставшиеся три главы "В дороге". Я лично застопорилась от избытка чувств и нехватки слов. Что комментировать? Я чрезвычайно высокого мнения о романтических моментах у НМ, даже очень. Все сказано и так в книге - хочется только цитировать. И если у Белова и Анастасии замечательно передано ощущение разлуки , вот прямо их история - это "долгий взгляд короткой встречи", двух встреч, если уж точно. То у Корсака и Софьи - поэтично, пасторально, невинно и чувственно одновременно, их роман - не просто так на фоне природы,он в этих полях, лугах, небесах, лесах, цветах, птицах, "земле где так много разлук" растворен, как будто любовь есть, просто есть - разлита в воздухе, а они почувствовали, пусть и не сразу. Или музыку наконец расслышали. Как в фильме передано во 2-й серии - из моря листвы под птичий щебет выныривают две маленькие, далекие фигурки, слышен как будто далекий колокольный звон, а когда он стихает, то музыка - тема любви - уже звучит, начала мы не слышали, в какой момент началось? Вот она уже звучит, и все тут.

ИогАнна: Главы 26-28 Второй части "В дороге" Да, "Начало августа было жарким..." Береника, как хорошо и верно ты написала. И мои мысли и чувства таковы при перечтении и при воспоминании об этих главах. Тем более, что август у меня по статистике самый насыщенный на события и дорожные впечатления месяц в году. Свидание Белова и Анастасии почти дословно экранизировано. И музыка Виктора Лебедева прекрасно не то, что иллюстрирует, а наполняет жизнью эту придуманную историю. Потому мы так верим им - героям и авторам фильма. -- А правда ли, что русские делают нарезки на березах, собирают сок в сосуды и потом из этого варят мед? -- очень серьезно спросил у него шевалье за завтраком. -- У нас во Франции мед собирают пчелы... Кто поймет этих русских? -- добавил он словно про себя. -- А правда, кто их поймет? -- сказал Саша. -- И почему я не умер? И почему не бегу вслед за каретой? -- И он заплакал, прижимая к лицу жесткие ветки березы. И всё здесь правда. Как по весне собираем берёзовый сок, и натечь его может очень много. Только выпить его нужно скорее, через день он прокиснет. А в былые времена в магазинах продавали берёзовый сок в трёхлитровых стеклянных банках. И вкус у него был медовый... А когда заготавливаем в начале лета берёзовые веники, всегда вспоминаю про жёсткие ветки берёзы в августе. И Алёша Корсак дошёл, доскакал. И их с Софьей поля, леса и дороги - это и наши просторы. И мы так же шагаем, и плывём в лодке, и мечтаем о корабельных сосновых лесах и вереске. Эту лирическую историю прерывает рассказ о бабушке Наталье. У НМ так часто бывает: самую лирическую ноту сбивает с пафоса то брехание собаки, то таскание гроба с умершей бабушкой по деревне. Вообще, у меня в жизни было три смешные книги, которые я не могла читать от хохота: "Приключения Эмиля из Лённеберги", "Трое из навигацкой школы" с эпизодом о бабушке Наталье и "Всё красное" Иоанны Хмелевской. Бабушка Наталья вне конкуренции до сих пор.

Корсак: ИогАнна, бабушка Наталья рулит) Я думаю, никто ещё из авторов не создавал лучшей иллюстрации "расейского бардака", чем НМ))

ИогАнна: Корсак пишет: Я думаю, никто ещё из авторов не создавал лучшей иллюстрации "расейского бардака", чем НМ)) Вот щас Гоголю и Салтыкову-Щедрину обидно было Зато у НМ веселее

Корсак: ИогАнна У них не бардак, у них хуже, эпичнее и глобальнее)

Ангелика: В тему обложек

Екатерина: Если кому интересно, тут можно бесплатно почитать книгу "Канцлер" https://e-knigi.com/prikljuchenija/istoricheskie-prikljuchenija/19443-nina-sorotokina-kancler.html Как мало тут про отношения Саши и Анастасии... Да о них бы отдельный роман ... Эх, мечты) но и в этих коротких упоминаниях чувствуется что Саша сильно любит Анастасию 🥰, хотя порой не нравится , что служба для него является важнее 🤔

Екатерина: Вот понравилось, из "Канцлер": "В карты играл много и с переменным успехом, вино лилось рекой, и если вся компания вдруг снималась с места в поисках прекрасного пола, то не портил компанию. Жена, семья, любовь, Анастасия — все это лежало в одном отделении души, как бы в тайном хранилище, а в другом месте души, открытом всем ветрам, обитали реалии сегодняшнего дня."



полная версия страницы